Фонды, планирующие продолжить работу со средствами пенсионных накоплений граждан (одно из важных направлений деятельности для большинства из них), должны пройти реорганизацию, призванную повысить их прозрачность за счет раскрытия владельцев. Следующее обязательное условие - вступление в систему гарантирования прав застрахованных лиц, предназначенную для обеспечения сохранности средств пенсионных накоплений по аналогии с системой страхования вкладов. Для этого придется подтвердить соответствие набору требований, в т.ч. - по раскрытию информации, порядку инвестирования, эффективности систем управления рисками и внутреннего контроля, а также наличию надежных активов в составе собственных средств в размере не менее 150 млн рублей.
Представители пенсионной отрасли спокойно реагируют на перспективы проверки. Рынок формировался в постоянно меняющихся условиях, при неизменно жесткой политике штрафов, и фонды готовы доказать свою состоятельность. По прогнозам, уже до конца 2014 года участниками системы гарантирования станут НПФ, на долю которых приходится более 90% накоплений. В итоге появится более узкий круг профессиональных участников рынка коллективных инвестиций, которым граждане смогут доверить формирование своих накопительных пенсий. НПФ "Социум", например, в настоящий момент проходит процедуру акционирования, после ее окончания будет входить в группу "Ингосстрах". Фонд планирует вступить в систему гарантирования до окончания 2014 года.
Параллельно с продуктивной совместной работой НПФ и Банка России над пенсионной реформой, включающей акционирование фондов и подготовку новых нормативных документов, существует острое противодействие противников накопительной системы. По странному стечению обстоятельств, ими являются те, кто в ней не участвует. Их аргументация такова: в условиях финансовой нестабильности формирование накопительной пенсии неэффективно, поэтому условные единицы (баллы) вместо накоплений, выраженных в рублях, гораздо лучше. Баллы, как уверяют чиновники, будут индексироваться ежегодно не ниже инфляции. Еще один их аргумент - утверждение о низкой надежности НПФ как финансового института.
Сторонники накопительного компонента сомневаются, что государство будет способно обеспечить стабильную индексацию стоимости балла выше показателей инфляции. Причин тому несколько: экономика страны - в стагнации, количество пенсионеров растет, а число работающих, чьи страховые взносы направляются на выплаты текущих пенсий, сокращается. Отметим, что гарантии индексации стоимости балла на уровне не ниже инфляции законодательно пока не закреплены. При этом сама возможность индексации во многом зависит от будущих трансфертов из федерального бюджета, доходов ПФР и экономической ситуации в стране.
Что касается накопительного компонента трудовой пенсии, то трудно не заметить ряд ключевых преимуществ, которые в новых условиях обеспечат дополнительный рост числа застрахованных лиц - клиентов НПФ. Прежде всего средства пенсионных накоплений выражены в рублях, а не в условных единицах (баллах), стоимость которых на момент назначения пенсии зависит от значительного набора факторов. Расчет прибавки к пенсии за счет накопительной части осуществляется прозрачно и просто - в отличие от новой пенсионной формулы расчета страховой пенсии с коэффициентами разной степени определенности. Для клиентов НПФ также крайне важно, что накопительная часть пенсии может быть унаследована до момента назначения пенсии в отличие от страховой части, которая не наследуется.
На наш взгляд, не нужно хорошо разбираться в финансовом рынке, чтобы определить для себя, следует ли сохранить накопительный компонент трудовой пенсии. Достаточно проанализировать основные различия страхового и накопительного компонентов и сделать выводы.
Заключение Счетной палаты по итогам анализа формирования и эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части, стало предметом и опасений, и спекуляций. Причем вопрос доходности инвестирования почему-то рассматривается в отрыве от других факторов и обстоятельств. Если застрахованных лиц, которые доверились НПФ, понять легко, то противников накоплений, раз за разом требующих продемонстрировать им чудеса в виде высоких показателей доходности, понять невозможно.
Вспомним кризисный 2008-й, когда ранее высокие результаты НПФ, превышающие инфляцию и доходность Внешэкономбанка, сменились убытками. Сейчас отдельные специалисты преподносят этот факт как доказательство неэффективности работы НПФ.
Но ведь убытки получили все участники финансового рынка, включая государственный ВЭБ. При этом НПФ - единственные, кто впоследствии возместил убытки своим клиентам. Для НПФ урок 2008 года не прошел даром, и следующий непростой для финансового рынка 2011 год не нанес столь разрушительного ущерба. Фонды показали пусть небольшую, но положительную доходность. Сейчас накопленная доходность фондов - лидеров рынка превышает или как минимум сравнима с инфляцией за рассматриваемый период.
Рынок НПФ во всем мире - неизменная и важная составляющая экономики, источник "длинных" денег и элемент социально-экономической защиты граждан. Почему в нашей стране также не создать адекватные условия для работы НПФ? Чиновники в ряде случаев решают повседневные задачи с приоритетом соблюдения сроков порой в ущерб результативности решения, что на горизонтах пенсионного планирования в десятилетия вряд ли допустимо.
Неужели лучше обменять деньги на "баллы", потратить их на сегодняшние нужды в надежде на то, что преемники смогут предложить очередную пенсионную формулу, которая позволит нам намазать "баллы" на хлеб? Этот риторический на первый взгляд вопрос все же требует ответа. И в наших общих интересах, чтобы он оказался верным.