До сих пор использование на платежках штрихкодов, их форматы и количество не регулировались нормативными документами, поэтому разные поставщики услуг использовали разные штрихкоды, а иногда даже несколько штрихкодов одновременно. Есть два типа штрихкодов - линейные (когда информация кодируется только в одном направлении - по горизонтали) и двухмерные (информация кодируется в двух направлениях - в высоту и в ширину). Линейный штрихкод имеет серьезные ограничения по объему данных, поэтому операционистам приходится дополнительно вводить информацию вручную.
"Ручной ввод платежей требует много времени и приводит к ошибкам. Основная цель внедрения стандарта - автоматизация ввода реквизитов платежных документов в точках оплаты плательщиками и сотрудниками принимающих организаций. Для этого разработан единый стандарт формирования и приема платежных документов с двухмерным штрихкодом для всех поставщиков и коммерческих организаций. Этот штрихкод содержит перечень всех реквизитов, необходимых для приема платежа. Код наносится на платежный документ и быстро считывается техническими средствами при оплате в любой точке приема платежей", - рассказал зампред правления Сбербанка Александр Торбахов.
Противники этой идеи высказывают два основных аргумента. Во-первых, наличие в некоторых организациях собственных стандартов штрихкодирования. Переход на новые стандарты потребует времени, отмечают они. Во-вторых - удорожание стоимости печати. При использовании двухмерных штрихкодов чернил тратится больше.
Однако госслужбы и крупные компании это не останавливает. Уже используют стандарт или готовятся приступить к его использованию в ближайшее время МГТС, Ростелеком, Мосэнергосбыт, ГИБДД, ПФР, Департамент образования города Москвы. Планируют использовать новый стандарт и налоговики, рассказал Александр Торбахов.
Переход на единый стандарт не потребует больших финансовых и временных затрат, уверены эксперты. "Внедрение единой системы штрихкодов позволит значительно снизить время, необходимое на проведение платежа. Можно не сомневаться в том, что и контрагенты банка, среди которых много коммунальных предприятий, госорганов и других структур, с которыми мы постоянно сталкиваемся, будут постепенно переходить на эти штрихкоды. Оборудование для считывания менять не нужно, необходимо лишь перенастроить систему ввода данных. Это позволит сократить очереди в отделениях и исключить человеческий фактор, то есть процесс будет сведен примерно к тому, как мы покупаем товар на кассе в магазине - считывание штрихкода и расчет, можно не сомневаться, что этому примеру последуют и другие банки", - говорит партнер консалтинговой компании "ОЛСА" Вадим Киселев.