Новые санкции, включающие в себя запрет на поставку комплектующих из-за рубежа и экспорт российской продукции, касаются в том числе судостроительной отрасли. В проскрипционный список была внесена Объединенная судостроительная корпорация, в составе которой более 50 предприятий по всей России, в том числе судостроительные заводы в Петербурге: Северная верфь, Балтийский завод, Адмиралтейские верфи, Пролетарский завод, Средне-Невский судостроительный завод, Кронштадтский морской и Выборгский судостроительный заводы. Также в корпорацию входят петербургские проектно-конструкторские бюро: "Невское", "Малахит", "Рубин", "Айсберг" и "Алмаз". Однако Запад оставил себе не просто лазейку, а можно сказать, калитку в этом заграждении. Во-первых, запрет касается только новых контрактов, а это означает, что долгожданные "Мистрали" Россия получит. Все другие ранее взятые обязательства партнерам также придется исполнять.
- Из США мы получаем двигатели для плавучих кранов, - рассказал генеральный директор ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз" Леонид Грабовец, - поставки 2014 года уже выполнены, есть контракты на 2015 и 2016 годы. Два месяца назад с помощью посредника - Волжского дизельного завода были получены два двигателя Caterpillar, они сами собирают их из американских комплектующих. Часть деталей мы также получаем из Германии, я недавно был там, и партнеры заверили меня, что будут до последнего стоять и убеждать свое правительство, что нельзя терять таких покупателей, как Россия и наш "Алмаз". Мы работаем уже 12 лет и ни разу друг друга не подводили.
Стоит отметить, напрямую военное и техническое сотрудничество в области судостроения Россия и США практически не ведут. Как пояснил корреспонденту "РГ" генеральный директор ОАО "Адмиралтейские верфи" Александр Бузаков, у его предприятия было налажено сотрудничество с украинскими партнерами, и сейчас необходимо решать задачу по замещению импорта из охваченной войной страны. Однако никаких технических проблем с этим нет, необходимо только время на перезаключение контрактов с другими производителями. Фактически это означает, что потери понесут прежде всего партнеры предприятия. Представители "Уралвагонзавода" тоже считают, что силовое давление такого рода - это действия по принципу "назло кондуктору возьму билет и выйду". Концерн ПВО "Алмаз-Антей", пять предприятий которого работают на территории Санкт-Петербурга и который попал под санкции еще в середине июня, также придерживается мнения, что запретительные меры - самоутешение и самовнушение западных политиков.
- Санкции со стороны США не окажут заметного влияния на осуществление в полном объеме планов по разработке и созданию перспективных видов вооружения ПВО - ПРО, - заявил генеральный директор концерна Ян Новиков.
Наиболее серьезные опасения вызывает сектор радиоэлектроники. Здесь, по словам представителя Санкт-Петербургской ассоциации предприятий радиоэлектроники доктора технических наук Николая Меткина, уровень зависимости от иностранных разработок и комплектующих достаточно высок, особенно в так называемых критических технологиях, "но не настолько, как думают на Западе".
- Определенная зависимость есть, но она может быть компенсирована поставками южнокорейских, китайских производителей, да и мы уже не такие глупые, - отметил он. - Сейчас, к примеру, совместно с Белоруссией мы развиваем технологии в СВЧ-электронике, и эту работу нужно продолжать и поддерживать.
Чиновники же смотрят в будущее с весьма сдержанным оптимизмом.
Максим Мейксин, глава комитета по промышленной политике и инновациям:
- Санкции скажутся - это факт, но вопрос, в какой степени. Заместить комплектующие мы всегда сможем. Сложнее наладить поставки запчастей к уже купленному оборудованию, и, возможно, мы столкнемся с проблемой поставок из США. Хотя, общаясь с нашими французскими и немецкими коллегами, слышал от них, что они постараются найти пути, как наладить поставки через третьи страны. Советский Союз жил в этой ситуации долгие годы, и через третьи страны все поставлялось нормально.