- Какие выводы можно сделать по первым результатам национального рейтинга в пилотных регионах и что оказалось для вас неожиданным?
- Оказалось, что у нас недооценены лучшие региональные практики. К примеру, получение разрешения на строительство в стране - ну очень бюрократическая процедура. Но у нас есть регион, который по скорости получения этих разрешений - третий в мире после Гонконга и Сингапура. Рейтинг демонстрирует преимущества для инвестиций в Россию, у нас есть сильные стороны. Так, многое поменялось в системе регистрации предприятий, быстро развивается дорожная карта по налоговому администрированию. Малый бизнес ощущает серьезные подвижки в сфере подключения к энергосетям. С другой стороны, над чем стоит задуматься? Во-первых, картина по малому бизнесу удручающая везде. Даже Калужской области, которая в рейтинге первая, я бы поставил оценку три с минусом. Это связано с тем, что на региональном уровне практически все губернаторы выстроили серьезные инструменты поддержки бизнеса - технопарки, индустриальные парки, понятную систему льгот, систему одного окна. А на муниципальном - провал. Там пока чиновники работать с бизнесом не умеют и не чувствуют в этом потребности. Во-вторых, проблема коррупции. Поборы с бизнеса распространены в основном на том же муниципальном уровне. Мы со своей узкопрактической точки зрения очень поддерживаем проводимую муниципальную реформу. И третий вывод, который стал сюрпризом. Есть регионы, где губернаторы прилагают достаточно серьезные усилия для работы с инвесторами, но при этом забывают, что нужно предпринимателей еще и информировать о нововведениях, к примеру, об уменьшении количества необходимых справок и выписок. Мелкие чиновники этим пользуются, продолжают требовать большее количество документов. Поэтому очень важен диалог.
- Какой была реакция глав регионов на представленные результаты?
- Многие были недовольны. Но как мы получали результаты? По проблеме административных барьеров мы опрашивали тех, кто в этом регионе обращался за разрешением. По общим вопросам ВЦИОМ сделал выборку из 300 предпринимателей. Практиковались и экспертные выборки, ведь не было смысла спрашивать о подключениях к электросетям тех, кто не подключался. Поэтому та низкая оценка, которую, к примеру, получил Санкт-Петербург, отражает то, как к деятельности губернатора относится местный бизнес. Тем не менее хотелось бы поблагодарить губернаторов за серьезное отношение к результатам, ведь они после объявления итогов рейтинга провели заседания местных правительств.
По сути, мы оценили панель управления по 54 показателям, чувствительным для бизнеса. Для большинства регионов это стало поводом для принятия определенных управленческих решений. Представьте, какую фору они получили: за год до начала большого рейтинга знать свои слабые и сильные стороны. В ноябре начнутся опросы уже в рамках общероссийского рейтинга, который будет представлен в мае на очередном Санкт-Петербургском международном экономическом форуме.
- И работу над ошибками они уже начали?
- И нам вопросы задают - как считаем, как такие результаты получились. Рейтинговый комитет создал апелляционную комиссию. Низкий поклон тем людям, тем регионам, которые согласились участвовать в "пилоте", потому что они нам помогли что-то доработать и получить нынешнюю картину.
К концу лета планируем опубликовать отработанную методологию подсчета. К осени появится описание лучших практик. Мы изучаем, как регион добился хороших показателей, какие законы принял, какие управленческие решения. Лучшие практики будем масштабировать во все другие регионы.
- Войдут ли в рейтинг Крым и Севастополь?
- Наша задача, чтобы в рейтинг вошли все регионы. И мы будем к этому стремиться. Но на местах должны работать понятные процедуры, и предприниматели должны успеть за этот год ими воспользоваться. Если в Крыму и Севастополе не будут действовать наши процедуры по выдаче, к примеру, разрешений, то кого мы будем спрашивать о них?
- На чем сейчас сосредоточена ваша работа в Крыму и Севастополе?
- Поскольку АСИ не министерство, базовые условия работы с нами - это желание соответствующего регионального руководства. У Севастополя такое желание есть. А в Крыму мы его пока не чувствуем.
С Севастополем мы работаем чуть плотнее, и одно из поручений наблюдательного совета - оказать содействие администрации города Севастополя в разработке стратегии его развития. Такую стратегию мы сейчас с коллегами обсуждаем. В Севастополе много технической интеллигенции, город имеет огромный потенциал, там есть рабочие руки, инженеры. Мы хотим, чтобы он стал многогранным городом, чтобы он развивался и как военная база, и как город инженеров.
Мы организовали для предпринимателей Крыма и Севастополя "горячую линию". На многие вопросы быстро ответили в ФТС, ФНС. На сложные вопросы, например, о лицензиях на добычу щебня, ждем реакции минприроды. Сейчас у нас осталась пара десятков вопросов, на которые еще не получены ответы федеральных органов.
- Перспективен ли Крым с точки зрения бизнеса?
- Крайне перспективен. Надо понимать, что, помимо лежащего на поверхности туризма, есть очень серьезные заделы, связанные с приборостроением, IT-сектором. Крым - хорошая база для первичной отработки тех технологий, которые потом можно использовать на шельфе северных морей. Там был в свое время институт, который занимался разного рода платформами, мы сейчас попробуем его возродить.
- В Крыму работало много иностранных компаний. Как они сейчас себя чувствуют?
- Они ориентировались исключительно на законы Украины. Сейчас они находятся в растерянности. Не уходят, ожидают, пытаются получить или переделать документы. Часть из них обращалась на нашу "горячую линию". Все, кто создает рабочие места в России, являются нашими клиентами, друзьями, поэтому мы им будем помогать, насколько это возможно. Но есть позитивные истории, а есть истории колонизаторские. Кое-какие вещи там делали хищнически, без учетов интересов местного бизнеса. Это тоже нужно понимать.
- Вами подписана программа АСИ "Глобальное образование". На какой эффект она рассчитана? Когда появятся первые участники?
- Первые участники появятся до конца этого года, как только будет выбран оператор программы и сформируется ее наблюдательный совет. Важно, чтобы по этой программе поехали учиться молодые преподаватели региональных вузов, это молодые ребята и девушки, которые уже выбрали науку. Задача этой программы - чтобы за год-два они научились работать в глобальной науке, научились выуживать из конкурентов лучшие знания, лучшие практики и применять их в России. Пока мало примеров, когда в регионах вузы успешно сотрудничают с местным бизнесом. Когда вуз становится выносной лабораторией для предприятий. Мы рассчитываем, что эти ребята, когда вернутся, помогут сделать свой вуз центром науки, исследований, лучших компетенций, подготовки лучших кадров.
- Как АСИ помогает иностранным инвесторам?
- Если человек уже трудится в России, производит продукцию, он наш контрагент. Нам не важно, кто владелец компании - иностранец или россиянин, важно, что рабочие места он создает здесь. Поэтому у нас довольно много проектов, связанных со снятием административных барьеров, в том числе для иностранных компаний. Во-вторых, мы запустили инвестиционный портал регионов России (www.investinregions.ru), где очень серьезный пласт информации уже по 40 регионам. До конца года освоим и остальные.
Инвестору теперь нетрудно сравнить регионы по уровню образования, количеству льгот, энергообеспеченности, наличию доступных транспортных путей, по технопаркам и т. д. Портал - хороший инструмент для тех, кто хочет выбрать лучшее место для вложения денег. Россия не такая бюрократическая страна по сравнению со многими мировыми странами. Те усилия, которые предпринимаются в рамках национальной предпринимательской инициативы, дают результаты.