Владимир Ресин: ГД приняла два базовых закона градостроительной отрасли

Грамотные законы нужны везде, и строительная отрасль не исключение. Правовое регулирование - основа успешной реализации любого проекта. В прошедшую весеннюю сессию Госдума приняла два новых базовых закона, влияние которых распространится не только на строительную отрасль, но и смежные с ней сферы.

Речь идет о Федеральном законе N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Федеральном законе N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Важно то, что эти законы внесли изменения в Градостроительный кодекс. С их принятием в систему градостроительного планирования вернулся один из основополагающих документов - "Схема расселения". Также идет уточнение требований к проектам планировки.

Помимо всего прочего, Градостроительный кодекс дополнен отдельной статьей о договорах комплексного освоения территорий. Что можно считать серьезным шагом к формированию системы государственно-частного партнерства в сфере градостроительства.

Можно сказать, что впервые в нашей новой истории практически удалось решить непростую задачу гармонизации градостроительного законодательства с земельным. Делается это для целенаправленного территориального планирования, актуализации генеральных планов и принятия эффективных механизмов и программ их реализации. Свою роль должен сыграть принятый в эту же весеннюю сессию закон о нормативах градостроительного проектирования (N 131-ФЗ от 05.05.2014 г.).

Сейчас находится в работе едва ли не главный для всех строителей законопроект N 50482-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации", касающийся уточнения отдельных положений деятельности СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.

Этот законопроект должен завершить бесконечные споры о реальной роли института саморегулирования в строительной отрасли. Кроме того, этому закону предстоит поставить точку в формировании системы правоотношений, основных форм и видов участия профессиональных сообществ, юридических и физических лиц в градостроительной деятельности, обеспечив гарантии безопасности и социальной ответственности за результаты этой деятельности.

Саморегулированию в России всего несколько лет. Разумеется, что сейчас идут активное накопление и анализ практического опыта. Этот опыт как раз и позволяет менять существующую законодательную базу к лучшему.

Проведенные в первой половине года под эгидой Национальных объединений саморегулируемых организаций всероссийские и окружные конференции, совещания и "круглые столы" определили, какие направления кардинальных преобразований в строительной отрасли требуются в современных рыночных условиях. Если принять во внимание, что в марте этого года на заседании президиума Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию был объявлен курс на комплексное проектирование и создание безопасной, высокоэкологичной и комфортной городской среды, становится очевидно, что для успешной реализации этого плана необходимо сформировать устойчивую законодательную и нормативно-техническую базу.

Также необходима реформа отраслевого управления, чтобы достичь конкретных результатов в решении социальных и экономических задач градостроительного развития. Такие положения, как совершенствование системы научной деятельности и профессиональной подготовки, обеспечение кадровой политики, нацеленной на инновационное развитие отрасли, - очевидны сами по себе.

Важной деталью является инициатива самих СРО об усилении меры ответственности их собственных членов за осуществление предпринимательской деятельности. Особое внимание следует уделить предложениям профессионального экспертного сообщества и национальных объединений саморегулируемых организаций по совместной и тщательной работе над совершенствованием механизмов защиты от недобросовестного предпринимательства. В частности, формированием открытых информационных ресурсов, обеспечивающих эффективное взаимодействие и благоприятную конкурентную среду для градостроительной деятельности.

Сегодня остается актуальной цель на повышение уровня результативности института саморегулирования, деятельности СРО и членов СРО. В мировой практике есть необходимые наработки для создания современных систем оценки соответствия результатов предпринимательской деятельности и выпускаемой продукции. По меньшей мере необходимо внедрить методы рейтингования и механизмы добровольной сертификации для подтверждения соответствия требованиям установленных стандартов.

Нам остро требуется как можно большее количество успешных проектов в сфере строительства. И особенно положительный опыт комплексного освоения и реновации территории

Национальное объединение проектировщиков (НОП) подготовило законопроект "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Документ предлагает изменить порядок размещения, управления и капитализации средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций. Эксперты, составлявшие законопроект, полагают, что с принятием этого закона СРО получат возможность направлять средства компенсационных фондов на приобретение облигаций АИЖК и облигаций с залоговым обеспечением, которые были выпущены для приобретения инженерно-технической инфраструктуры, построенной по программе "Жилье для российской семьи"

Нам остро требуется как можно большее количество успешных проектов в сфере строительства объектов гражданского и промышленного назначения. И особенно положительный опыт комплексного освоения и реновации территории.