Китайские корпорации сбили цены на жилье экономкласса в России

Официально объявлено, что к строительству жилья экономкласса будут привлечены китайские корпорации. На каких условиях они будут допущены на рынок?

Александр Плутник, статс-секретарь - заместитель министра строительства и ЖКХ: В мае этого года мы посетили ряд объектов, построенных китайскими девелоперами по заказу властей в Пекине. Объекты экономкласса, которые я видел, были расположены в районе Пятого Пекинского кольца. Они производят впечатление, отличаются от тех многоквартирных домов, что в большинстве своем возводятся у нас. Я увидел современные проекты квартир экономкласса. Их отличает современное планирование пространства, встроенные кухни, ванны. В отделке использованы недорогие современные материалы. Фактически можно сразу заезжать и жить.

Впечатляет и скорость строительства в Китае. По принятой там программе развития доступного жилья ежегодно в КНР возводится порядка 900 млн квадратных метров такого жилья.

- Вы уверены, что отечественные застройщики не будут выдавлены с рынка?

Плутник: У нас нет такой цели. Наша задача - поддерживать отечественные компании. Мы за то, чтобы в строительной отрасли была здоровая конкуренция. Кстати, уже после того, как было объявлено о возможном заключении партнерского соглашения с китайской стороной, многие российские строители обратились к министру строительства и ЖКХ РФ Михаилу Меню и сообщили, что готовы продавать жилье по 30 тысяч рублей за квадратный метр. Для нас крайне важно, чтобы граждане РФ получили доступное жилье, на 20% дешевле сложившейся цены на квадратные метры в регионах. Для этого строители должны строить много, но при этом еще и сократить конечную прибыль по проектам экономкласса. Это не очень приятно, но необходимо. И Минстрой России будет помогать именно таким организациям, которые готовы работать на таких условиях.

- Действительно, в последнее время часто говорят о необходимости принятия нормативного акта, который позволит региональным властям принимать решения о реорганизации промышленных территорий, а собственников промзон обяжет приводить земельные участки в соответствие с региональными градостроительными планами. Как вы относитесь к этой инициативе?

Плутник: К сожалению, во многих городах на территории так называемых промзон "прописалось" несколько сотен собственников. Все это делает чрезвычайно сложным механизм вовлечения в оборот этих земельных участков. К примеру, в Екатеринбурге особенно остро стоит проблема освоения территории в центральной части города, где исторически располагается большое количество заводов.

Так сложилось, что новая экономика городов не позволяет многим из них эффективно работать и развиваться, располагаясь на таких привлекательных участках. Эти предприятия могут быть вынесены за пределы города, а непосредственно земельные участки организации могут использовать и под иные цели.

Сейчас минстрой совместно с коллегами из разных субъектов, экспертами работает над новым законопроектом, который должен упростить работу на этих территориях, будет стимулировать собственников этих земель к освоению этих территорий по тем программам, которые будут предложены либо городом, либо будут разработаны самими этими собственниками, теми, кто будет "мотором" этого проекта.

- Этот законопроект вы планируете внести в Госдуму уже в осеннюю сессию?

Плутник: Мы рассчитываем, что успеем это сделать, хотя нам предстоит его еще обсудить с депутатами, с коллегами по правительству, администрацией президента. Надеемся на его скорейшее принятие. Не уверен, что успеем принять этот законопроект осенью, поскольку проблема очень сложная.

- Что предлагали представители бизнеса?

- Вопрос реорганизации промышленных территорий активно обсуждался в Екатеринбурге во время проведения Московского урбанистического форума. Организации нас просили разработать механизм, который упростит вовлечение промзон в оборот, который объединит всех владельцев участков на этой территории. За 20 лет эта собственность была разорвана, нет единой концепции освоения территории. А интересы собственников разные.

Необходимо создавать комфортную среду для проживания наших граждан. Я имею в виду, конечно же, благоустройство этих зон, включающее создание парков, спортивной инфраструктуры, объектов культуры. Безусловно, их лишь условно можно назвать промышленными зонами, ведь фактически там находятся различные автомойки и сервисы, склады металлолома - все это располагается на территории, которая может быть обустроена для людей и может быть привлекательной с точки зрения девелопмента. Причем речь идет не только о Москве, у нас много и других городов, которые являются большими промышленными центрами. Для развития и формирования комфортной среды необходимо задействовать эти площадки.

- Можете назвать прецеденты, когда промзоны успешно застраиваются?

Плутник: Мы знаем о таких проектах в Москве. Хотя это всегда проходит очень тяжело. И во всех случаях городские власти выступали инициаторами освоения этих площадок. Хочется, чтобы бизнес был активнее и обращался к властям с готовыми концепциями развития, оформленными соответствующим образом правами на участок земли.

- Недавно был прецедент по передаче специальных полномочий минстроем Москве. Бизнесу это только на руку?

Плутник: Действительно, был совершен революционный шаг, когда в начале июля этого года минстрой передал правительству Москвы часть полномочий по согласованию специальных технических условий для подготовки проектной документации объектов капитального строительства. В соответствии с подписанным соглашением столичные власти будут самостоятельно согласовывать спецтехусловия при подготовке проектной документации на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, включая объекты метрополитена. Раньше все эти сложные проекты утверждались нашим министерством, причем они составляли треть от всех поступающих в наше ведомство запросов на согласование. Ведь в столице строится большое количество уникальных объектов, требующих принятия особых технических регламентов и специальных технических условий. Только в 2013 году в минстрой было подано 1123 спецтехусловия, из которых 334 - из столицы.

После передачи этих полномочий Москве сроки проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта указанных объектов должны сократиться.

Вместе с тем нагрузка на Минстрой России по согласованию спецтехусловий снизится на треть, благодаря чему ведомство сможет значительно сократить сроки согласования спецтехусловий для других субъектов РФ.

- Другим регионам тоже могут быть переданы такие полномочия по утверждению техусловий?

Плутник: Постепенно мы стремимся передавать часть полномочий на уровень субъектов РФ. Конечно, не все регионы к этому готовы. Но если региональные власти обратятся к нам с таким предложением, обязательно его рассмотрим. Однако сразу хочу предупредить - контроль в строительной сфере остается. Наведение порядка не показатель слабости.