Для замечательного австралийского композитора Джонатана Миллса, который руководит одним из самых престижных художественных центров мира с 2006 года, этот фестиваль последний. Как он сам говорит, лучше всего завершать, когда ты еще не разлюбил дело, которому ты не просто служишь, но отдаешь душу и сердце. Он уходит на взлете, что бы ни писали его недруги. Для кого-то из них этот фестиваль "недостаточно шотландский", для кого-то - "не слишком интернациональный". Но чтобы ни писали о Миллсе, они отдают дань его творческому таланту и высочайшему профессионализму управленца. Нынешний фестиваль включает в себя более тысячи художественных событий, среди которых важны не только наивысшие творческие достижения, но и общий уровень всех программ. А за этим Джонатан Миллс все годы своего директорства следит требовательно, но без бюрократического педантизма. Именно по его инициативе Валерий Гергиев 1 сентября 2011 года стал третьим Почетным Президентом Эдинбургского фестиваля искусств (первыми двумя были великий скрипач Иегуди Менухин и выдающийся дирижер Чарлз Маккерас). Именно Джонатан Миллс вместе с Валерием Шадриным, руководителем Международного фестиваля имени А.П. Чехова, придумал идею совместной постановки, посвященной 100-летию Великой войны, которую потом стали называть Первой мировой. Эта идея и была реализована Владимиром Панковым вместе с российскими и британскими актерами. Наконец, именно Джонатан Миллс приехал 18 июля в Москву для того, чтобы выступить в образовательном центре Музея современного искусства "Гараж" с лекцией о миссии Эдинбургского фестиваля искусств. Как известно, этот фестиваль был создан в 1947 году в качестве "площадки для расцвета человеческого духа". Не знаю, думали или нет его отцы-основатели о великих заветах К.С. Станиславского, который требовал от своих артистов добиваться на сцене именно "жизни человеческого духа", но русский акцент в программах Эдинбургского фестиваля присутствовал даже в годы "холодной войны".
Естественно, когда мы впервые встретились с Джонатаном Миллсом два с лишним года назад для обсуждения будущих проектов в рамках "перекрестных" годов, никто из нас не мог представить себе, что в августе 2014 года на юго-востоке Украины будет полыхать гражданская война, что израильтяне и палестинцы раскрутят новый виток вооруженного конфликта, а американские самолеты будут вновь бомбить Ирак. Мы не предполагали, что "перекрестный" Год культуры, приуроченный к 450-летию Шекспира и 200-летию Лермонтова, окажется и годом перекрестных политических и экономических санкций, которые заставят вспомнить о "холодной войне". Но вышло так, как вышло. И некий высший замысел порой угадывается и в непредусмотренном даже самыми прозорливыми людьми.
Когда Валерий Гергиев несколько лет тому назад начал включать в свои программы симфонические сочинения Кароля Шимановского, он делал это не по политическим соображениям, его увлекала божественная музыка выдающегося польского композитора. И его, как и публику в Эдинбурге, вовсе не занимает, что польское правительство решило не проводить в 2015 году "перекрестный" год с Россией, - гергиевская интерпретация Третьей и Четвертой симфоний Шимановского уже стала классикой современного исполнительского искусства. И они вновь прозвучат в Эдинбурге.
Владимир Панков обладает обостренным восприятием настоящего, которое устремлено в будущее, и для него это всегда важно в работе с классикой - все же замысел "Войны" складывался совсем в ином контексте, чем нынешний. Но тем не менее история молодых людей, знаменитых и беззаботных, которая начинается с празднования Рождества в Париже в 1913 году, таила в себе некоторые предощущения. Увы, не только о прошлом. "Илиада" Гомера, "Записки кавалериста" Н. Гумилева и "Смерть героя" Ричарда Олдингтона, спрессованные в плотном сценическом действии, словно приглашают каждого из нас на очную ставку с историей, когда почти невозможно сохранить себя в кровавых предлагаемых обстоятельствах.
Публика Эдинбургского фестиваля - это в большей своей части хорошо образованные представители "среднего класса" и молодежь. Конечно же, они находятся в гуще современных политических событий и, конечно, хорошо осведомлены о позиции своего правительства по отношении к России. Но у культуры своя миссия в мире. Она способна влиять на людей, пробуждая в них то лучшее, что и делает каждого из нас представителем рода человеческого. Фестиваль - это место, где затихают распри и пробуждается сопереживание друг другу.
Нет-нет, я не принадлежу к тем людям, которые уверовали, что красота спасет мир. Но я верю в то, что мир может спасти красоту. Надо только не оставлять стараний.