Я имею в виду принятие таких базовых документов, как федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, майские указы президента, Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", госпрограмма "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы. Все они успешно реализуются. Если в 2011 году только 2,5 процента всех российских школ были готовы принять инвалидов, то к концу 2015 года их число будет увеличено до 20 процентов. Это пока скромные показатели, но важно, что наша страна сделала принципиальный выбор этого пути.
Ведь инклюзивное образование - это не просто совместное обучение и воспитание детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, и детей, не имеющих таких ограничений, - с другой. Совместное обучение здесь не самоцель, а средство, способ исправления социальной несправедливости в отношении детей с отклонениями в физическом и психическом здоровье. Десятилетиями такие дети во всех странах мира были ограничены в возможностях своей социализации, формирования себя как личности, способной достаточно активно участвовать в жизни общества, реализовать себя в ней. И ограничения эти закладывались уже на стадии получения образования, поскольку в обычную общеобразовательную школу доступ таким детям был фактически закрыт. Как показывает и отечественный, и зарубежный опыт, инклюзивное образование даёт возможность детям с особыми образовательными потребностями получить образование, адекватное уровню их физического, психического, умственного развития. У здоровых детей обучение в школах с инклюзивным образованием воспитывает толерантность, доброту, ответственность.
Однако реакция на внедрение инклюзивного образования была неоднозначной и в профессиональной среде, и в обществе. Есть сторонники, но и противников немало. Я вижу главную причину этого в том, что Министерство образования и науки, региональные власти, многие школы отнеслись к внедрению инклюзивного образования как к очередной кампании: есть установка, её надо выполнить, желательно, как можно быстрее, чтобы отчитаться перед властями. А как это сделано, достигнуты ли цели инклюзивного образования, каковы реальные результаты - это для многих чиновников от образования не так важно.
Между тем, формирование системы такого образования - задача не из легких. Успех здесь может быть достигнут только при условии, что не ребёнок с ограниченными возможностями здоровья должен приспосабливаться к общеобразовательной школе, а сама школа должна быть готова к работе с такими детьми, к их обучению, воспитанию. Установка в школах пандусов, лифтов, других приспособлений, облегчающих жизнь инвалидам, другим детям с отклонениями в здоровье, - дело необходимое, но не самое важное. Гораздо важнее психологическая и моральная готовность самих учителей к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья, должное владение педагогами методиками, технологиями обучения таких детей.
Мне приходилось беседовать с учителями. Все они были едины в том, что остро не хватает толковых, конкретных, приближенных к практике разработок по вопросам как собственно обучения, так и личностного взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями. Не хватает рекомендаций по организации самого инклюзивного образования, которое даёт осязаемые результаты только тогда, когда в этом процессе участвуют не только учителя, но и психологи, логопеды, дефектологи, инструкторы ЛФК, педагоги дополнительного образования, тьюторы, родители.
Спору нет, на начальном этапе невозможно полностью избежать проблем. Но этой темой у нас занимаются и образовательные ведомства органов государственной власти, и научные учреждения, и центры психологической коррекции и реабилитации, и структуры гражданского общества. Полагаю, настало время обобщить накопленный опыт с тем, чтобы придать инклюзивному образованию требуемую системность, начиная с дошкольного образования, заканчивая высшей школой.
Координировать эту работу должно Министерство образования и науки, Министерство труда и социальной защиты, Российская академия образования. Но главное - увязать все имеющиеся наработки с региональной, местной спецификой.
Ведь инклюзивное образование - не просто адаптация школ. Это и создание доступной среды, позволяющей ребенку с особенностями развития добраться до учебного заведения. Это и сами программы совместного обучения. Категорически неправильно сводить все школы нашей огромной страны к общему знаменателю. Одни дети могут физически отсидеть 6 уроков подряд, другие по состоянию здоровья вынуждены ограничиваться лишь изучением ряда дисциплин в общем классе и соответственно будут нуждаться в продолжении домашнего обучения. Поэтому должен быть индивидуальный маршрут прохождения школьной программы и определенная гибкость инклюзивного обучения.
Особый упор следует сделать на профессиональном образовании. Инклюзия не должна заканчиваться выдачей аттестата средней школы. Возможности для получения профессии сегодня на местах различны: в ряде регионов это лишь дошкольное или даже дистанционное обучение. Эту ситуацию, безусловно, нужно исправлять.
И в этом смысле мне кажется целесообразным сохранить сеть специализированных образовательных учреждений, занимающихся лечением, реабилитацией, коррекцией детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках этой системы дети-инвалиды, в том числе слепые, глухие, страдающие психо-неврологическими расстройствами, получают образование, соответствующие их возможностям, навыки самостоятельной жизни, даже профессию. Общепризнано, что наша система одна из лучших в мире, здесь добиваются уникальных результатов. Спрос на такие учреждения остаётся высоким, потому что при некоторых отклонениях здоровья обучение в них более эффективно.
Вместе с тем, на волне внедрения инклюзивных форм обучения число таких образовательных центров стало сокращаться. Если в 2010 году их имелось 1804, то в 2013 году - 1708. Например, в Свердловской области их было сокращено 10, Краснодарском крае - 14, Новгородской области - 18.
На мой взгляд, правы педагоги, специалисты, эксперты, которые считают, что сеть специализированных (коррекционных) обучающих учреждений не дублирует инклюзивное образование, а его дополняет, особенно в случаях тяжёлой инвалидности. Поэтому данную систему следует укреплять, а не свёртывать. Должна быть вариативность форм и методик получения образования и профессиональных навыков детьми с особенностями развития. Регионам следует взвешенно подходить к этому вопросу.
Еще один важный момент - проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями. Ведь определенные страхи, стереотипы присутствуют с обеих сторон - и обычных семей, и тех, где есть дети с особенностями развития. И нужно приложить усилия, чтобы и те, и другие были обоюдно готовы к встрече на образовательной площадке. В противном случае инклюзивное образование не только не обеспечит полноценной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, но и дискредитирует саму идею такого формата обучения.
Итак, вывод очевиден: развитие инклюзивных форм обучения должно осуществляться постепенно, по мере реализации комплекса мер, обеспечивающих наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовленных педагогических коллективов, а также взаимодействие с родительским сообществом.
Совет Федерации, Координационный совет при Президенте России по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей будут и впредь делать всё, чтобы этому способствовать. Потому что только инклюзивное образование открывает качественно новые перспективы полноценной жизни в обществе детям, которые прежде были фактически обречены на положение маргиналов. А нас, здоровых людей, делает лучше. Думаю, не преувеличу, если скажу, что степень развития и качество инклюзивного образования - один из важнейших показателей нравственного состояния страны, нации.
Вопросы, идеи, предложения присылайте Валентине Матвиенко по электронной почте.