И вдруг все изменилось. Нет, не вдруг, конечно. Ты давно уже начал замечать, что и жена его не так искренно тебе улыбается - че, мол, приперся, тем более с такими занюханными презентами! И детки не хотят по Пушкину просвещаться - мол, свои учителя имеются. Да и сам бывший брат лицо свое братское курносое от тебя упорно косоротит, на сторону глядит. То есть искренность у любви пошла не та. Хотя ты, как и раньше, за мир во всем мире, про то, что первым драку начинать нехорошо, твердо помнишь, ну и чтоб грешить - по-прежнему ни-ни. (Если ты сейчас подумала, что весь сыр-бор из-за жены соседа, то это пальцем в небо! Женщины тут вообще ни при чем. Подожди малость, я тебе сюжет покруче нарисую!)
Дальше - больше. Стал ты замечать, как сосед-брат с твоими врагами якшается. И даже ближе они ему, чем ты: хотя когда-то вы с ним вместе главному местному гангстеру и его прихвостням морды до блеска начищали. А теперь сосед им в рот заглядывает, а тебе из-за забора то свой штуцер покажет, то матерную частушку проорет. И самого при этом от ненависти аж подбрасывает. Но ты стойко на его прыжки внимания не обращаешь, грохот мебели, доносящийся во время соседских буйств из его яранги, стараешься не замечать и, надеясь, что друг сам рано или поздно образумится, тихо молишься.
Но в один день вдруг замечаешь, что частушки и грохот от поломанной мебели заглушают странные звуки: "Жену с детьми калечит!" - холодея, догадываешься ты и первым порывом готов броситься со всем своим тхеквондо в уже малость потрепанное от беспрерывных скандалов бунгало соседа. Но вторым порывом тебе приходит в голову мысль, что вмешиваться в чужие семейные разборки тебе никто санкций не давал. И что не случайно главный разбойник со всеми своими бременскими музыкантами уже который день рядом околачивается: ждет, небось, не дождется, когда вы с братом друг друга убивать начнете. Тут уж он свой миропорядок на ваших грядках и установит.
Короче, ты опять молишься, на всякий случай укрепляешь забор, налегаешь на физподготовку и призываешь местную Лигу Наций обратить внимание на опасное поведение соседа. Но в этом кооперативном Ноевом ковчеге, как видно, все позиции давным-давно главным башибузуком схвачены, и ихний верховный ареопаг на любые твои доводы включает дурочку. А дурочка говорит, что главная опасность ты сам - зачем на прошлой неделе ходил в качалку? Словом, мрак! Фильм "Ад в Гарлеме" видела? Из этой серии, только тут Голливуд отдыхает! Видно, очень приперло главному рейдеру наши садовые участки под себя подмять!
Маша, я вот пытаюсь сейчас шутковать, а у самого боль на сердце, в груди щемит - в прямом смысле слова. Пробовал поговорить с соседом, объяснить, что нас из злобы и зависти хотят рассорить, но нет, не слышит меня брат, не хочет слышать. На каждое мое слово - крик! Оскорбления! Отзомбировали его, что ли? И как в таких условиях, скажи, любить? Если тебя ненавидят? Да, мы все помним слова Христа: "Любите врагов ваших; благотворите ненавидящим вас; благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих". Стратегически все ясно. А вот как тактически? Как такое возможно? Пожалуйста, поясни в деталях".
Андрей
Здравствуйте, Андрей! Спасибо за вопрос про самую драматичную схватку на свете: любовь против ненависти - "любовь versus ненависть", "любовь VS ненависть". Но прежде чем я расскажу про святого, чье сердце не ожесточилось в ответ на коварство и подлость врагов, давайте определимся с завистью. "Не вкушай пищи у человека завистливого, и не прельщайся лакомыми яствами его... Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои потратишь напрасно". Этой мудрости из Книги Притчей Соломоновых без малого три тысячи лет. А вот еще один универсальный принцип, сформулированный отцом царя Соломона святым пророком царем Давидом: "Уклонись от зла и сотвори благо". Легко сказать, но как? Как быть великодушным по отношению к тем, кто кипит ненавистью к тебе и только и ждет, когда ты дашь слабину? В жизни царя Давида был эпизод, подробно проясняющий, что такое величие сердца и как способность удержать себя от греха связана с тем покровом, который Господь простирает над нами.
Во времена юности будущего царя Давида Израилем правил царь Саул - человек самонадеянный. Саул не раз пренебрегал Божьими заповедями, и, понятно, Дух Божий отступил от него: царя начали терзать приступы уныния и тоски. Придворные посоветовали Саулу позвать Давида - юный пастух прекрасно играл на гуслях. Действительно, как только Давид начинал игру, болезнь переставала мучить Саула. Но облегчение было недолгим: уж если благодать Божья оставляет человека, жди беды. Зависть, гнев, приступы ярости поселились в сердце Саула. Победа Давида над Голиафом, его популярность, его красота - все вызывало бешенство Саула, причем злоба его была так велика, что как-то, когда Давид играл для него на гуслях, царь метнул в юного пастуха копье. Юноша спасся чудом. Когда инцидент повторился, Давид счел за благо бежать подальше от гневливого царя. Так начались годы скитания избранника Божьего, будущего царя Израиля Давида от преследующего его безумного Саула.
И вот однажды произошло то, ради чего я веду свой рассказ. Как-то Давид и его воины отдыхали в пещере, когда туда же зашел ничего не подозревающий Саул. Не заметив сидевших в темноте людей, Саул лег и уснул. Казалось бы, вот он, шанс изгнанника Давида поквитаться с обидчиком. Да и воины, бывшие с ним, подстрекают: "Пришел день, когда Господь предал врага в твои руки!" Библия не скрывает, какая борьба происходит в сердце будущего пророка и святого. Едва сдерживая гнев, Давид подходит к спящему Саулу и отрезает край от его одежды. Но потом "больно стало сердцу Давида": в нем борются гнев и милосердие, обида и великодушие, жажда мести и желание простить. Давид боится, что не выдержит этой борьбы, что запятнает руки кровью. Он обращается к Богу с мольбой: "Да не попустит мне Господь сделать это!" Святой Иоанн Златоуст говорит, что, пощадив Саула, Давид одержал большую победу, чем тогда, когда низложил Голиафа. Потому что он вышел из этой битвы, неся перед собой не голову исполина, но умерщвленную ярость и обессиленный гнев. И сделав это, он принес больше пользы себе, нежели Саулу. Такой подвиг может превышать природу человеческую и требует помощи свыше.
А теперь самое время вчитаться в слова 33-го псалма, смотрите, в нем устанавливается связь между чистотой нашего сердца, нашей готовностью удерживать себя от греха и той защитой, которую простирает над нами Господь.
Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. Сей нищий воззвал, - и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Бойтесь Господа, [все] святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его. Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе. Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас. Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его - к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится. Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут. Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
Пишите : 125993, Москва, ул. Правды, д. 24, редакция "Российской газеты". Адрес электронной почты Марии Городовой: pisma-maria@mail.ru