Владимир Филиппович, вице-премьер Дмитрий Рогозин на совещании в Бурятии выразил точку зрения, что те санкции, которые вводятся в отношении России, дают фантастический шанс для развития отечественной промышленности, только надо этим воспользоваться. Вы согласны?
Владимир Городецкий: Разделяю это мнение. Безусловно, санкции нарушают технологические цепочки, когда, например, комплектующие производились за пределами России, а многие страны считались нашими партнерами по экономическим связям. Но сейчас появляется шанс разработать программу импортозамещения. Мы предложили свое видение - какие направления могли бы развиваться в Новосибирской области. Это мы обсуждали с Дмитрием Рогозиным на международном форуме "Технопром", который в июне во второй раз прошел у нас. Этой же теме будет посвящено совещание в Керчи 25 августа, в котором наша делегация также примет участие.
Многие регионы вынуждены сокращать бюджетные расходы. Новосибирская область - не исключение. На ваш взгляд, за счет чего областной бюджет может прирасти?
Владимир Городецкий: Вы правы, 2013-й и 2014 год складываются неблагополучно с точки зрения исполнения бюджета. В 2013 году мы недополучили 13,5 миллиарда рублей. Это, прежде всего, налог на прибыль и два акциза - на ГСМ и ликероводочную продукцию. В итоге кредиторская задолженность прошлого года по расходным полномочиям превысила 7,5 миллиарда рублей. Поэтому в мае пришлось принимать меры по секвестированию бюджета. По прогнозу на этот год, неисполнение по этим трем составляющим составит до десяти миллиардов рублей. Из федерального бюджета получили поддержку в размере 3,6 миллиарда рублей, которая будет направлена на межбюджетное выравнивание, а также на решение первостепенных задач - бурение скважины в Куйбышеве, окончание реконструкции Барабинской ЦРБ, больницы в городе Обь, плюс часть субвенций получит Бердск за оказанные ранее услуги. Еще 1,3 миллиарда рублей бюджетного кредита направим на перекредитование коммерческого кредита.
Перед правительством региона я поставил задачу - оптимизировать расходы, не ущемляя социальные обязательства, взятые ранее. Как это сделать? Недоимка по всем видам налога составляет четыре миллиарда рублей. Больше всего меня возмущает, что самая большая сумма образовалась из-за задолженности по транспортному налогу с физических лиц. У меня есть вопросы к тому, насколько эффективно администрируется сбор данного налога. Известны случаи, когда уведомления о выплате транспортного налога не доставлялись получателям либо выкладывались пачками в подъездах. Это безобразие.Безусловно, главный выход из сложившейся ситуации - развитие реальной экономики, производств, малого и среднего бизнеса. В конце августа - начале сентября проведем организационное совещание с представителями науки, промышленности и бизнеса, на котором рассмотрим вопрос разработки областной программы по реиндустриализации экономики. Речь идет о модернизации и техническом перевооружении, о новых технологических укладах. Мы должны придать уже выверенным точкам роста наше сопровождение, координацию. Есть большой ресурс - наши научно-исследовательские институты, которые имеют перспективные разработки, но надо создать условия для внедрения и придать им прикладной характер. Большие перспективы развития - у оборонных предприятий, которые имеют устойчивые позиции по гособоронзаказу.
Общероссийским трендом становится создание агломераций. Согласно стратегии развития Росси до 2013 года, таких территорий будет создано тридцать. Новосибирская область в числе первых вошла в проект. И что уже сделано в этом направлении?
Владимир Городецкий: Каких-то общих рецептов нет, каждый создает свое, основываясь на специфике региона. Еще будучи мэром Новосибирска, в 2012 году, я подписал соглашение о намерении создать новосибирскую агломерацию с главами двенадцати муниципальных образований. Российский институт градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор" подтвердил правильность наших походов и научно их обосновал. Разработана и утверждена схема территориального планирования, ее защита прошла в минрегионразвития РФ. И то, что именно Новосибирск был выбран местом проведения всероссийской конференции по созданию агломераций, подтверждает наше лидерство в данном вопросе. Каков замысел? В центре агломерации - крупнейший город с огромным человеческим, промышленным, технологическим, образовательным и научным потенциалом. Но уже сегодня он не может развиваться в полной мере, так как не имеет земельного ресурса. Новый завод на территории города уже не построишь. Поэтому главным ресурсом может выступить приближенная к Новосибирску территория.
Это взаимное обогащение, в результате которого территории, объединенные агломерацией, становятся одинаково привлекательными для инвесторов, для развития новых точек роста экономики. Прежде всего, будут усилены инженерная и транспортная инфраструктура, здравоохранение, образование. Уже обозначились точки роста новой экономики. Это научные кластеры, в центре которых - новосибирский технопарк "Академпарк", биотехнопарк в наукограде Кольцово, медтехнопарк на базе федерального учреждения "Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии". Бердск, Искитим и Черепаново вошли в индустриально-строительную зону. Предпосылки строительного кластера зародил Искитимский цементный завод, затем там же появилось два завода автоклавного газобетона "Бетолекс". Еще один завод железобетонных изделий емкостью 2,5 миллиарда рублей капвложений планирует построить "Восточно-Сибирская строительная компания", которая является "дочкой" хорошо зарекомендовавшего в России московского предприятия Су-155.
И третья точка роста - "Аэросити". Сегодня активно строится и обновляется инфраструктура международного аэропорта Толмачево. Ежегодный прирост по пассажиропотоку и грузообороту составляет пятнадцать-двадцать процентов. По федеральной программе "Развитие транспортной системы России" на 2010-2020 годы Толмачево получит более восьми миллиардов рублей на реконструкцию аэропортового комплекса. И наша задача - способствовать его еще большему развитию, включая прилегающие территории. Каким образом? Мы должны соединить скоростной электричкой аэропорт и вокзал "Новосибирск-Главный", Академгородок, Бердск, Искитим, а в будущем - и соседние регионы. Такое право нам дает наше неоспоримое преимущество - удобное географическое положение. Вообще, все мы - участники процесса - понимаем, что самый главный вопрос, который предстоит решить в рамках агломерационного развития, - транспортный. И этим надо заниматься сейчас, а не через пять лет, когда точки роста выйдут на полную мощность. Сибирскому государственному университету путей сообщения поручено разработать схему транспортной модели не только Новосибирска, а всего пространственного каркаса. Это территория в 10,2 тысячи квадратных километров. В течение августа с муниципальными образованиями будут подписаны соглашения уже о развитии агломерации. Менять их границы и органы управления, посягать на полномочия, закрепленные федеральным законом № 131, никто не планирует. Но нам всем предстоит учиться коллективно обсуждать проблемы и принимать решения с точки зрения агломерационного развития, а не одного сельсовета.
Как реализация этого проекта повлияет на инвестиционные процессы в области?
Владимир Городецкий: В рамках агломерации становится понятно, где какая зона роста и какие меры необходимо принять для ее опережающего развития, чтобы инвестор зашел в регион. У нас есть успешный опыт создания парковых проектов - промышленно-логистического парка (ПЛП), Академпарка, биотехнопарка и так далее. В них сосредоточены меры инвестиционной поддержки, например создана инженерная инфраструктура: когда инвестор заходит на оснащенную всем необходимым территорию и не несет затраты на ее строительство. Это позволяет быстрее реализовать проект. Идея создать ПЛП была абсолютно правильной. Теперь у нас есть подготовленная территория площадью две тысячи гектаров, на которую со своими производственными программами зашло восемнадцать инвесторов. Объем инвестиций с начала реализации проекта превысил тридцать миллиардов рублей. В этом году в ПЛП будет сдано еще четыре объекта - это и завод по сборке холодильного оборудования, и тарных изделий, и крупнопанельного домостроения. Общий объем инвестиций по всем четырем проектам составляет порядка 2,9 миллиарда рублей. После запуска на новых предприятиях будет создано более 600 рабочих мест. Свою эффективность доказал областной совет по инвестициям, на обсуждение которого выносятся проекты. Инвесторы могут рассчитывать на поддержку в виде налоговых льгот, целевых субсидий на погашение части ставки заимствования. Буквально на днях я побывал на площадке строительства спортивно-оздоровительного комплекса с аквапарком. Этот проект стоимостью три миллиарда рублей был представлен и одобрен в прошлом году на заседании совета. Уже освоено 1,3 миллиарда рублей. Ему будет оказана государственная поддержка в виде субсидий в размере 300 миллионов рублей. Первый транш будет получен в ближайшие месяцы. Это будет лучший аквапарк в России. Радует, когда в области появляются такие проекты - аквапарк даст возможность отдохнуть в комфортных современных условиях не только жителям нашего региона, но и соседних. А для наших сибирских территорий немножко продлить лето - это дорогого стоит.
Владимир Филиппович, понятно, что вам не нужно вникать в проблемы города - за четырнадцать лет работы мэром Новосибирска вы хорошо их изучили. На что вы в первую очередь обращаете внимание, приезжая в сельские районы?
Владимир Городецкий: После того, как в марте текущего года указом президента страны на меня были временно возложены обязанности губернатора региона, встала задача - ознакомиться с районами области. Причем не по справкам, а лично самому все увидеть. За два с половиной месяца объехал три четверти территории региона. К сожалению, не удается побывать во всех сельских советах. Но стараюсь знакомиться с бюджетами муниципальных образований, ситуацией в здравоохранении и образовании, где прямую ответственность несет власть. Для себя отметил, что есть очень хорошие центральные районные больницы - не везде в Новосибирске такие встретишь, а есть те, что находятся в тяжелом положении. У каждой территории есть проблемы. Это и слабо развитый транспорт, когда детей в школу приходится везти по щебенке, и качество питьевой воды - особенно сложная ситуация в Куйбышеве и Чановском районе. Пятый год идет системная реализация программы "Чистая вода". Она показала свою эффективность, и с 2013 года на условиях софинансирования нам удалось получить поддержку из федерального бюджета. Более 740 миллионов рублей регион получит в этом году на бурение глубоководных скважин, строительство очистных сооружений и станций обезжелезивания, ремонт водопроводов, вышедших из строя.
А как обстоят дела с будущим урожаем? Будут ли сохранены меры господдержки для сельских производителей?
Владимир Городецкий: Ситуация непростая. Много было сделано, чтобы провести организованно весенний сев, были даны рекомендации ученых СО РАСХН. Конечно, нынешнее лето не такое засушливое, как в 2012 году, но в Кулундинской зоне было очень жарко. Здесь урожайность зерновых не превышает и пяти центнеров с гектара. В регионе действуют меры поддержки сельхозтоваропроизводителей. Так, с 2006 года из областного бюджета направлено 6,1 миллиарда рублей в качестве компенсаций за приобретенную сельхозтехнику. По региональной программе технического переоснащения сельскохозяйственного производства, с 2007 года приобретено 19 920 единиц на сумму 28,5 миллиарда рублей. Современную технику получили предприятия Краснозерского, Новосибирского, Тогучинского, Кочковского и Сузунского районов области.И сегодня стоит задача - не просто сохранить объем господдержки, а сделать ее эффективной. Региональному минсельхозу поручено проанализировать и оценить, какие направления господдержки оказались наиболее эффективными.
Как у вас строятся взаимоотношения с руководителями Новосибирска - крупнейшего муниципального образования?
Владимир Городецкий: Со своей стороны стараюсь, чтобы было конструктивное взаимодействие. Когда сам был мэром города, ценил его потенциал, мнение горожан. И сейчас еще больше понимаю его роль в развитии всего региона. Работать эффективно - это и в моих интересах, и в интересах нового мэра Анатолия Локтя. У города и области много совместных программ - по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, по замене лифтового хозяйства и другие, и нам важно выстроить совместную работу на благо наших жителей.