Москва-реку сделают "парадной" магистралью страны

Как "РГ" уже сообщала, правительство Москвы объявило международный конкурс на обустройство берегов Москвы-реки.

Для участия в нем приглашены лучшие специалисты Берлина, Парижа, Сеула, Нью-Йорка и других городов, активно занимающиеся водным пространством у себя дома. Говорить о том, что предложат они сделать Москве, рано.

Готовый проект, как может измениться главная водная артерия российской столицы, появится лишь весной 2015 года. Пока очевидно одно: Москва-река в том виде, в каком она есть, перестала устраивать и власти города, и горожан. Почему?

1. У москвичей нет доступа к воде. Река Москва и прилегающие к ней территории занимают 10,4 тыс. га, или 10% площади столицы. А искупаться в жару можно лишь с пары пляжей в Серебряном бору. Вот горожане и ищут воду. Ладно еще, когда лезут в реку в Москворецком парке, где хотя и запрещено купаться на части территории, но место все-таки более-менее обустроено. Большинство же купается в небезопасных, зато расположенных неподалеку от дома прудах. В итоге каждое лето в них тонет немало народа.

Цель конкурса, пояснила на "Деловом завтраке" в "РГ" руководитель Института Генплана Москвы Карима Нигматулина, получить от участников конкурса предложения по устройству мест рекреации на Москве-реке. Где их лучше расположить? Как они могут выглядеть?

Известный урбанист Ян Гейл в своем исследовании центра Москвы недавно ответил на этот вопрос, например, смешными рисунками пляжей, устроенных прямо напротив Кремля. Но тема отдыха, безусловно, шире. Московские власти надеются услышать от участников конкурса также предложения по устройству, например, пешеходных зон. Самая первая из них, оборудованная на Крымской набережной, уже пользуется огромной популярностью - в ее фонтанах малышня купается все лето, художники выставляют свои полотна, а молодежь катается на великах. Зеленая в верховьях река на всем остальном протяжении явно нуждается в восстановлении зелени, спортивных сооружениях и местах развлечений.

2. Жилье вдоль Москвы-реки занимает лишь 10% территории. В нем проживают 2% москвичей с видом на воду. Такое мизерное количество, безусловно, тоже недостаток. В ходе конкурса поставлена задача увеличить инвестиционную привлекательность прибрежных территорий и объем жилой застройки. Резерв для этого, уверен главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, большой. Это промзоны и попавшие в них неблагоустроенные набережные - на их долю приходится 44% от существующих. Но при этом, подчеркнула Карима Нигматулина, обязательно соблюдение условия: первые этажи домов должны занимать общественные пространства. С маленькими магазинчиками, интересными людям во время прогулок, кафе, ресторанами, выставочными залами. И стоять все они должны с отступом от берега, оставляя у воды место для гуляний.

3. Новая застройка, говоря словами Сергея Кузнецова, должна создать городу новый речной фасад, а сама Москва-река превратиться в парадную магистраль столицы. Придать ей неповторимый облик может талантливая архитектура зданий, построенных на крутых излучинах Москвы-реки и полуостровах, которых у нас тоже в избытке. Таким образом, у города появится новая визитная карточка, как появилась в 30-е годы прошлого века, когда набережные в центре взяли в гранит в ходе реализации генплана 1935 года. Именно тогда сформировались в своем нынешнем виде Кремлевская, Софийская, Котельническая и другие набережные. На их гранит никто не посягает и сейчас.

4. По примеру других городов, уже имеющих долголетние программы обустройства своих рек, Москва хотела бы получить лучшую связанность берегов Москвы-реки. Например, мостами - их на Москве-реке при ее протяженности в черте города на 83 км всего 37, в то время как над Сеной, протекающей в Париже на 12 км, 35 мостов. А над 35-километровой Шпреей в Берлине - 45 мостов.

Связать набережные могут и парки, и пешеходные зоны, причем так, что можно будет без проблем из одной попадать в другую на больших расстояниях.

К примеру, взять в аренду велосипед и покатить по берегу...

5. Сохранятся ли набережные Москвы-реки в качестве основных транспортных магистралей? Это предсказать никто не берется. Ясно лишь, что организацию автомобильного движения в Москве без них пока трудно представить. На то и конкурс такого высокого уровня, чтобы решать, казалось бы, самые неразрешимые задачи.

6. Зато в том, что сама Москва-река должна лучше служить для перевозки и людей, и грузов, архитекторы не сомневаются. В частности, Карима Нигматулина привела такие цифры: из 60 млн тонн грузов, поступающих в город, лишь 9 млн приходят по воде. В советские годы водная артерия принимала их во много раз больше. Для того чтобы восстановить Москву-реку, потребуется реконструировать инженерные сооружения, которые восстановят ее судоходность на всем протяжении.

А вот организовать водное такси, о котором в Москве говорят давно, гораздо проще. Тем более что затраты готовы взять на себя инвесторы. Заммэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин заявил прямо: пассажирская навигация на Москве-реке должна осуществляться круглый год. В пример он привел туристические ледоколы, курсирующие от гостиницы "Украины" в любое время года.

"Почему бы горожанам не иметь возможность приехать, к примеру, из района Строгино в ММДЦ "Москва-Сити" на речном трамвайчике или автобусе-катамаране, если они оба располагаются на воде?" - говорит и замруководителя объединения транспорта и дорог Института Генплана Москвы Татьяна Сигаева.

Правда, добавляют эксперты, для кардинального решения организации пассажирского движения по Москве-реке сначала нужно снять административные барьеры. Дело в том, что, как и все водные пространства, Москва-река - федеральный объект, и город сам распоряжаться ею не может. Впрочем, эта проблема для столичных властей в последние годы, как показывает опыт, не является неразрешимой.

7. А вот чего точно не должно остаться на Москве-реке, уверен Сергей Кузнецов, так это промышленных производств, так захламивших ее берега. Собственно, участь их в основном уже решена, так как большей частью на месте бывших заводов остались лишь пустующие или эксплуатирующиеся не по назначению здания цехов. А вот грузовые порты и причалы для пассажирских кораблей, по мнению властей, будут востребованными.

Кстати

Пройдет конкурс в два этапа. В ходе первого, стартовавшего 1 августа, состоится отбор 6 лучших команд. Этот этап продлится до 12 сентября. Далее финалисты займутся разработкой проектов обустройства Москвы-реки, из которых к 14 декабря жюри определит победителя. К апрелю 2015 года, после доработки с учетом пожеланий города, Москва получит готовый проект развития берегового пространства.