Еще недавно для многих чиновников сам термин "инвестклимат" казался чем-то эфемерным и далеким. Теперь же все большее количество людей во власти понимают, что улучшение инвестклимата - не просто необходимость, но и обязанность властей всех уровней. По этому поводу неоднократно высказывался и президент Владимир Путин: "Улучшение инвестклимата - общенациональная задача, на которую должны работать все: от мэра маленького городка до федерального министра".
Для оценки такой работы по регионам был нужен единый измеритель усилий властей по улучшению деловой среды, причем для большей объективности он должен был основываться на оценках и ожиданиях самих предпринимателей. Так появился Национальный рейтинг состояния инвестклимата в субъектах РФ, работу над которым бизнес-ассоциации ведут совместно с Агентством стратегических инициатив.
Обнародование на Петербургском экономическом форуме результатов апробации рейтинга стало громким и обсуждаемым событием. Примечательно попадание Костромской области в пятерку регионов-лидеров. Это очень хороший и даже модельный пример того, как даже обделенный природными ресурсами и выгодным местоположением регион может добиться успеха благодаря целенаправленной рутинной работе по улучшению делового климата, привлечению новых инвестиций, созданию благоприятной и прозрачной среды для развития малого и среднего предпринимательства.
Нацрейтинг лишний раз подтвердил, что одна из главных проблем бизнеса - нехватка квалифицированных кадров. Ни в одном пилотном регионе максимальное значение доступности трудовых ресурсов не достигло даже 3,5 балла из 5 возможных. Впрочем, при этом и не опускалось ниже 3 баллов. А вот качество дорожных сетей недотягивает даже до "тройки": в среднем бизнес оценил его в 2,6 балла. Лишь 46% дорог в 21 пилотном регионе соответствуют нормативным требованиям. Согласно полученным данным, среднее время получения разрешения на строительство для бизнеса составило 207 дней! Перспектива потратить семь месяцев на одну лишь бумажную волокиту на начальном этапе (а сколько ее предстоит еще на этапе строительства и после!) явно не добавляет энтузиазма потенциальным инвесторам.
Нацрейтинг также указал на проблему невовлеченности органов местного самоуправления в общую систему улучшения инвестклимата. Ранее об этой проблеме в своем докладе президенту предупреждал бизнес-омбудсмен Борис Титов. По данным рейтинга, в пяти субъектах из 21 доля муниципалитетов с утвержденными документами территориального планирования не доходит даже до 80%. В Приморском крае этот показатель равен 43,27%, в Ленинградской области - 53,63%.
А ведь любой инвестпроект реализуется в конкретном муниципалитете, которым управляют конкретные местные чиновники. Особенно часто с ними приходится контактировать малым и средним предпринимателям, которые крайне невысоко оценивают качество муниципальных услуг. Нередко именно на местном уровне бизнес сталкивается с такими проблемами, как отсутствие земельных участков для размещения производств, отсутствие необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры, сложности с получением согласований и подключений, административными и коррупционными барьерами. Действительно, сложно улучшать инвестклимат в стране, если выпадает важнейший и наиболее приближенный к людям местный уровень власти.
Чтобы сделать его более дружественным к бизнесу, "Деловая Россия" разработала проект "Инвестиционный муниципалитет". Мы говорим о том, что при реформе местного самоуправления (МСУ) важно не забыть об экономической составляющей развития территорий. Показатели развития бизнеса и создания новых рабочих мест также должны стать важнейшими критериями оценки местных властей. Необходимо искать новый баланс полномочий и стимулов для муниципалитетов, чтобы они были заинтересованы в развитии бизнеса именно на своей территории. Местные власти должны конкурировать за приход инвестора так же, как конкурируют между собой регионы. Для них проект предполагает систему поощрений.
Кроме того, проектом предусмотрено формирование базы лучших инвестиционных практик местного самоуправления, разработка программ обучения им работников органов МСУ и другие меры.
Значительно облегчил бы жизнь предпринимателям и более простой механизм выделения земли под строительство. Для этого из Земельного и Градостроительного кодексов нужно исключить процедуру предварительного согласования, а участки под строительство промышленных объектов должны распределяться при помощи акта выбора.
Отрадно, что уже есть положительные примеры того, как на местах внедряются инвестиционные муниципальные стандарты. Одними из первых в этом направлении стали работать представители Пермского края. До конца 2014 года в 13 муниципалитетах этого региона будет внедрен такой стандарт, разработанный пермским отделением "Деловой России". Он дополнит принятый ранее региональный стандарт.
Большую работу по улучшению инвестклимата проделали и власти Ступинского района Подмосковья. Как следствие, с 1995 года там построено 20 новых современных высокотехнологичных предприятий с 5,2 тыс. рабочих мест.
Стоит отметить и усилия властей Волгореченска Костромской области. Благодаря реализации крупных инвестпроектов объем промпроизводства этого города вырос с 21,1 млрд руб. в 2010 году до 30,6 млрд в 2013-м.
Сегодня все чаще говорят о важности улучшения бизнес-климата на муниципальном уровне, под эгидой АСИ даже создается банк лучших практик в этой области. Теперь важно суметь их растиражировать на всю страну. Создание в масштабе всей России эффективной системы муниципального самоуправления, ориентированной на развитие бизнеса, могло бы стать мощнейшим драйвером роста российской экономики.