"Особенно приятно, что немецкие и российские специалисты в течение многих лет совместно работают и дают нам возможность познакомиться с уникальными произведениями искусства прошлого, объединяющего всех нас. Причем делают это вне контекста политического сопровождения нашего современного времени. Это дает нам возможность сегодня познакомиться с уникальными произведениями прошлого, именно таков их деполитизированный подход. Я думаю, что нам нужно поблагодарить их и взять с них пример. Потому что если мы на политическом уровне будем действовать таким же образом, то у нас не будет никаких ограничений для того, чтобы развиваться".
И Ангела Меркель, у которой есть свое видение судьбы так называемого "трофейного искусства", не могла не разделить эту мысль. Я не случайно привел столь обширную цитату из выступления В.В. Путина - в сегодняшней политической ситуации она не утратила своей актуальности. Напротив, приобрела еще более существенный смысл. Разумеется, все не так просто. Культура сопряжена с политическим контекстом эпохи, но вовсе не прямолинейно, как порой думают иные публицисты.
За прошедший год немало изменилось в отношениях России и Германии, но немецкие и российские музейщики верны своим принципам: важно сохранить все, что находится в фондах, досконально изучить и описать художественные произведения и свидетельства истории, и предъявить это публике.
Как сказал в своем недавнем выступлении в Крыму Владимир Путин, мы не собираемся отгораживаться от мира. И поэтому взаимодействие в области культуры, культурные связи с зарубежными странами - важнейшая и в высшей степени эффективная часть внешнеполитической деятельности нашего государства.
Глубокие и разнообразные профессиональные отношения в музейном сообществе могут послужить примером. Здесь культурная миссия оказывается выше политических противоречий. Ученые и музейные кураторы России и Германии много лет работают вместе, и общее дело остановится важнее многих исторических предрассудков и юридических проблем. Накоплен огромный опыт, который позволяет подвести определенные итоги. Именно поэтому сотрудники Эрмитажа приурочат к 250-летию своего музея огромный том архивных документов и исследований, связанных с художественными произведениями, попавшими в их фонды в результате Второй мировой войны и ее последствий. Именно в Эрмитаже первыми начали показывать картины и рисунки, которые долгие годы считали погибшими. Помню, как в 1992 году, после того как Евгений Сидоров, который был в ту пору министром культуры РФ, отдал приказ открыть особые фонды, в Эрмитаже были выставлены произведения, составляющие так называемую коллекцию Виктора Ивановича Балдина. Это было сенсацией.
В 90-е годы вокруг проблем реституции шла жесточайшая политическая борьба - в Государственной Думе, средствах массовой информации и даже в исполнительной власти. С тех пор ситуация изменилась кардинально. И добились этого прежде всего сами музейные работники. После принятия российского закона о перемещенных ценностях, после предусмотренных этим актом процедур, многие уникальные, считавшиеся без вести пропавшими произведения вернулись в культурный обиход, стали доступны широкой публике. И хотя сам Закон вызвал неоднозначное отношение за рубежом, да и внутри нашей страны, именно после его вступления в действие сотрудничество музеев России и Германии обрело новое качество.
Нынешней осенью ГМИИ им. А.С. Пушкина представит плоды многолетней работы - уникальную выставку "Искусство древнего Кипра". Часть этой коллекции составляют предметы, до Второй мировой войны находившиеся в музеях Германии. Никто не делает из этого секрета, тем более что это секрет Полишинеля. Всем все давно известно. Что вовсе не мешает сообща изучать и описывать эти вещи.
И открывающаяся в сентябре выставка итальянской живописи из фондов ГМИИ им. А. С. Пушкина "От Ренессанса до Барокко" - своеобразный исследовательский подвиг куратора экспозиции, замечательного ученого Виктории Марковой - тоже включает в себя значительное количество работ, которые принадлежат к числу так называемого "трофейного искусства". Несколько лучших вещей этой экспозиции в свое время находились в коллекции знаменитого ученого, написавшего еще в начале 1920-х годов одну из лучших книг по итальянскому барокко, Германа Фосса (Hermann Voss). В 1942 году он занял пост директора Дрезденской галереи и стал после смерти своего предшественника Ганса Поссе куратором супермузея в Линце, который создавали по прямому приказу Гитлера в родном городе фюрера. К 1945 году в этом музее числилось 6755 произведений живописи, причем 5350 единиц хранения принадлежало кисти старых мастеров. Большинство из них было вывезено из музеев оккупированных и разграбленных фашистами стран. В том числе и из Советского Союза. Можно многое рассказать о судьбе этих картин. Почти за каждой из них скрывается детективная история. Но куда как важнее их магическая художественная сила. Именно поэтому у музеев своя миссия - они открывают людям великую спасенную красоту, которую нельзя скрывать за семью печатями. И именно в этом высший смысл деятельности профессионалов, где бы они ни работали, - в Москве, Берлине, Санкт-Петербурге или Мюнхене.