Напомним, что к 1 июля 2015 года все города, которым в 2018-м предстоит принять игры чемпионата мира по футболу, должны завершить добровольную классификацию средств размещения. После чего процедура станет обязательной для всех и, по прогнозам, резко подскочит в цене. Больше всего могут пострадать отели категории 2-3 "звезды": экспертные организации основные силы сосредоточат на крупных клиентах.
Несмотря на то что в запасе у них меньше года, игроки рынка не спешат. У отельеров свои аргументы: затраты на экспертизу одного объекта составляют от 50 до 100 тысяч рублей, а после оценки, как правило, необходимо провести еще и довольно сложную работу, чтобы подогнать отель под требования определенной категории. Чаще всего, по признанию президента РГА Геннадия Ламшина, страдает подготовка персонала: его либо не хватает, либо он недостаточно квалифицирован.
По данным РГА, из 11 городов, принимающих матчи ЧМ-2018, условным лидером в сфере гостеприимства является Сочи, где формально классифицировано 100 процентов средств размещения. Условным, поскольку классификация проводилась к Олимпиаде и у многих гостиниц свидетельства уже потеряли актуальность. Да и, строго говоря, не все российские отели успели пройти процедуру до Олимпиады.
Среди прочих городов Екатеринбург пока смотрится наиболее выигрышно: здесь из 111 отелей классифицировано 39, то есть порядка 35 процентов средств размещения, на долю которых, однако, приходится более половины городского номерного фонда. Для сравнения: в Москве из 380 гостиниц на 1 июля 2014-го свои "звезды" подтвердили лишь 65, в Санкт-Петербурге - вообще 6 (менее процента номерного фонда). В Нижнем Новгороде прошли классификацию 9 отелей из 135, в Казани - 13 из 98, в Ростове-на-Дону - 11 из 123. В аутсайдерах Калининград и Саранск, где нет пока ни одной классифицированной гостиницы.
- По требованию ФИФА Екатеринбургу необходимо обеспечить 7 760 номеров определенных категорий. С учетом того, что сегодня имеется, город способен расселить команды, спонсоров, партнеров и чуть меньше 4 тысяч болельщиков. Остается проблема с 2 тысячами номеров для болельщиков. В качестве варианта решения проблемы рассматриваем номерной фонд городов-спутников в 100-километровой зоне от мегаполиса. Но там могут возникнуть вопросы с уровнем подготовки кадров, транспортной доступностью, безопасностью и питанием гостей, - комментирует председатель комитета по организации бытового обслуживания населения (КОБОН) администрации Екатеринбурга Максим Афанасьев.
Альтернативным вариантом размещения болельщиков может стать рынок арендных квартир. В прошлом году мэрия подписала соглашение с Уральской палатой недвижимости о сотрудничестве в этой сфере. Сейчас в городе в коммерческий наем предоставляется порядка 1 300 объектов. Если их число достигнет двух тысяч одновременно, это станет серьезным подспорьем к ЧМ, полагают чиновники. Однако для начала рынку аренды нужно избавиться от недостатков, пока он слишком далек от стандартов гостиничного бизнеса и к тому же непрозрачен и для клиентов, и для контролирующих органов. Формированию легального рынка аренды способствует строительство апартаментных комплексов - сейчас в мегаполисе возводится почти 300 тысяч квадратных метров такой недвижимости.
Кроме того, немало вопросов вызывают малые средства размещения (хостелы), которые практически не попадают в систему классификации. Между тем именно они, по мнению сотрудников администрации города, способны удовлетворить спрос со стороны непритязательных болельщиков на недорогие койко-места.
Перспективы расширения у этого сегмента очень хорошие. Однако, как показывает практика, чем активнее развивается ниша, тем больше к ней внимания со стороны надзорных структур, а следовательно, и взаимных претензий. Малый бизнес жалуется на прессинг, контролеры - на массовое несоблюдение законодательства. Так, прокурорские проверки в Москве показали, что в хостелах, размещенных в жилом фонде, зачастую нарушаются санитарные и противопожарные требования. Хостелы, не имеющие отдельного входа, доставляют неудобства соседям - постояльцы гостиницы часто нарушают правила общественного порядка и проживания в многоквартирном доме. При отсутствии счетчиков воды и тепловой энергии возможны конфликты с другими собственниками помещений, ведь перерасход ресурсов перекладывается на их плечи. Возникают и определенные вопросы в части регистрации гостей подразделениями ФМС.
- Законодательная инициатива по легализации мини-отелей исходит от министерства культуры РФ. За последние 10 лет этот сегмент рынка количественно и качественно изменился. Только в Санкт-Петербурге, по нашим оценкам, из 1 200 отелей лишь 100 можно назвать крупноформатными, а 35-50 процентов номерного фонда и почти 35 процентов налогов обеспечивают именно малые гостиницы, - комментирует вице-президент НП "Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга" Тамара Буйлова. - Опрос в регионах показал, что необходимо создать всероссийское объединение малых средств размещения. У них есть как общие с большими отелями проблемы, так и специфические, которые на местном уровне не решить.