Дмитрий Викторович, сейчас по стране проходит довольно много подобных форумов. В чем "изюминка" именно "Поволжья"?
Дмитрий Герасимов: Очевидно, что форум развивается. Если в первый год его участниками были в основном студенты, которые еще только готовы открыть свое собственное дело, то сейчас значительная часть людей здесь - действующие предприниматели. Соответственно, и форум решает чуть другие проблемы. Если на стартапе стоит задача объяснить, как открыться, то сейчас - поиск путей совершенствования бизнеса, то есть привлечение новых клиентов, инвесторов, повышение оборотов.
Также здесь происходит интенсивное знакомство, участники находят партнеров. Они видят уже другие горизонты. Если, допустим, у человека раньше была пасека на 80 ульев, то, когда он встречается с людьми, которые чуть большего достигли в жизни, планку ставит себе уже выше. Такие мероприятия очень важны именно в этом контексте.
Есть ли такие, кто на первый форум приезжал в качестве студента, а теперь уже в роли предпринимателя?
Дмитрий Герасимов: Например, Станислав Архипов еще в 2011 году попал в программу "Ты - предприниматель", сейчас у него хостел и он построил вторую гостиницу в Нижнем Новгороде. Таких примеров много. Это еще малый бизнес, но человек уже растет, и объекты появляются иного уровня.
Насколько охотно идет сейчас молодежь в социально ориентированный бизнес?
Дмитрий Герасимов: В последнее 8-10 лет сама по себе молодежная политика была ориентирована на какие-то социальные инициативы. Был период, когда мы старались, наоборот, из социальной инициативы переформатировать проект в бизнесовый. Сейчас с этой задачей более-менее справились, и люди понимают, что надо, прежде всего, получать прибыль.
Но социальных проектов очень много. Например, у человека есть тренажерный зал, и он им занимается, чтобы молодых людей, которые живут в этом городе, вытащить из подвалов, отвлечь от антисоциального образа жизни. Ему именно это приносит удовольствие, хотя в денежном плане он не получает ничего.
По статистике, "выживает" не очень много начинающих предпринимателей. Если они побывают на таком форуме, как "Поволжье", у них повышается шанс закрепиться на рынке?
Дмитрий Герасимов: Со стороны государства работа должна быть направлена на то, чтобы они не закрывались. Если не терять человека, который уже открылся, если в регионе хотя бы есть кабинет, куда он может прийти и сказать - не получается, клиенты не идут, поставщики обманывают, что делать? И если есть квалифицированный специалист, который ему объяснит, в чем дело, шансы человека резко возрастают. Кроме того, человек не должен ощущать себя одиноким.
Когда у меня было собственное дело в Липецке, я думал, что один работаю, а остальные занимаются непонятно чем. Затем я познакомился с людьми, у которых была такая же проблема, мне стало легче в том плане, что есть с кем поделиться. Логика программы форума как раз предусматривает такие мини-сообщества, чтобы молодые предприниматели были нацелены на успех.
Насколько регионы идут навстречу молодым предпринимателям? Например, в той же Нижегородской области, где проходит форум?
Дмитрий Герасимов: Здесь молодежное предпринимательство выделено в приоритет при поддержке малого бизнеса. У нас таких регионов около 40. В Нижегородской области существует, как минимум, четыре проекта, с помощью которых молодой человек может открыть свое дело. Есть система поддержки малого бизнеса. Задача каждого проекта - встроить молодого бизнесмена в тот вид поддержки, который нужен ему больше всего.
Если говорить в целом о программе "Ты - предприниматель", можно ли подвести ее предварительные итоги?
Дмитрий Герасимов: С девяти регионов в 2009 году число участников программы при софинансировании со стороны федерального бюджета выросло до 40. А всего поддержкой молодого бизнеса охвачено более половины регионов. Если раньше была стратегическая задача сделать предпринимательство модным в глазах молодого человека, то сейчас многие рассматривают его не столько, как возможность заработать деньги, сколько, как способ своего личностного развития. Сейчас стоит другой вызов, настало время творить. Делать так, чтобы клиент был не просто доволен, а гордился, что он покупает эту услугу, условно говоря, именно у этого мастера. Молодые люди формулируют миссию своей жизни, которая нацелена на то, чтобы изменить мир вокруг себя. Бизнес становится не целью, а средством ее достижения.