Автосалоны Крыма вынужденно стали субдилерами российских фирм
Местные автодилеры характеризуют ситуацию на внутреннем автомобильном рынке Крыма как крайне сложную: с одной стороны, они испытывают трудности с доставкой новых авто и запчастей, а с другой - снижение покупательского спроса. Автолюбители, минуя крымские салоны, отправляются за машинами прямиком в Краснодарский край. Особенности переходного периода для крымских автоцентров и причины снижения спроса на авто выяснила корреспондент "РГ".
Не у руля
После вхождения Крыма в состав России в автобизнесе республики практически исчезло понятие "официальный дилер" и происходит переформатирование рынка. Так, например, автосалон "Черномор", который представлял Fiat, теперь стал представителем Hyundai, договорившись о поставках авто из России. А монобрендовый салон Skoda в Симферополе стал завозить Volkswagen, чего раньше не имел права делать, так как в городе существовал концептуальный салон этого бренда. Крупнейший автомобильный ритейлер "Автодель", представлявший марки BMW, Peugeot, Honda, Nissan, Mitsubishi, Renault, теперь возит на заказ любые автомобили, подстраиваясь под конечного покупателя.
- Ничего хорошего такая ситуация не несет. В проигрыше как автосалоны, чье позиционирование теперь оказалось размытым, так и потребители, потому что выстроенная система официального дилерства давала покупателю гарантии, в том числе и послепродажного сервиса, - говорит эксперт автомобильного рынка Александр Ткаченко.
Что касается структуры предложения, то полным ассортиментом и новинками 2014 года могут похвастаться далеко не все крымские автоцентры. Большинство из них сегодня реализуют еще украинские авто, а российские машины везут, в основном, на заказ и по предоплате.
- Салон распродает автомобили, завезенные еще с Украины, новых поставок из этой страны по понятным причинам нет, а с российскими импортерами контакты только налаживаем, - рассказали "РГ" в "Крым-Автохолдинге" (официальный дилер Volkswagen в Крыму). Однако, несмотря на временные сложности, в планах у автосалона не закрытие, а расширение. На официальном сайте сообщается о скором открытии в Севастополе нового автоцентра Volkswagen.
Менеджер по продажам "Автоцентр-М" также сообщил о наличии нераспроданных машин с Украины, но привезти выбранную модель из России по заказу клиента и по предоплате, размер которой зависит от стоимости модели, не проблема.
- Сегодня автодилеры переживают так называемый переходный период: мы переходим от одних поставок к другим. В основном все участники рынка либо продают старые запасы, завезенные из Украины, либо покупают в Краснодаре машину у официальных дилеров, привозят в Крым и продают ее по документам Краснодара. С Россией трудно налаживать отношения, потому что у большинства крымских автоцентров нет российской регистрации, - рассказывает руководитель отдела продаж ООО "Трансшина-Авто" Андрей Тараненко.
Автотур
Для крымских автодилеров лето - традиционно неактивный сезон. Пик спроса обычно приходится на осень. Важным фактором, влияющим на количество продаж, является успешность курортного сезона.
По наблюдениям сотрудников местных автоцентров, в первом квартале 2014 года в Крыму был ажиотажный спрос на автомобили, обусловленный политической нестабильностью и девальвацией гривны. Затем продажи подкосила приостановка регистрации машин в МРЭО и правовая неопределенность.
- Начиная с марта и буквально до середины июля не было возможности ставить на учет новые автомобили. Водители пользовались временными украинскими красными номерами, которые остались в автосалонах. В Симферополе попадались новые машины без номеров. Каких-то проблем у владельцев в связи с этим не было, но на спрос это также повлияло негативно - многие отказались в этот период от покупки нового авто, - рассказывает Александр Ткаченко.
Негативно сказалось на продажах и отсутствие автокредитования. В прежние годы в Крыму доля кредитных автомобилей в разных сегментах доходила до 50 процентов.
- На Украине салонам давали машины с отсрочкой платежа, а в России их надо выкупать, но как выкупать, если кредитов нет, и кому их продавать, если банки не дают кредиты, - говорит Андрей Тараненко.
Однако предприимчивые крымчане нашли выход из ситуации - в Краснодарском крае цены на некоторые модели новых авто и подержанные машины ниже, чем на полуострове, и выбор намного больше.
- Машину б/у решил покупать в Краснодаре, потому что там дешевле на 10-15 процентов, чем в Крыму, даже с учетом перевоза через Керченскую переправу, - делится историей своей покупки крымчанин Дмитрий Федоров. - Например, подержанная Daewoo Lanos 2000-х годов в Крыму стоит 5,5-6 тысяч долларов, а в Краснодаре можно найти за 4,5-5 тысяч долларов. Прибыв на место, с хозяином машины составили договор купли-продажи, а уже на следующий день зарегистрировал авто в местном МРЭО, затем в краснодарской страховой компании оформил страховку. Стоимость переправы за авто длиной более 4,3 метра - 1 700 рублей. Правда, чтобы попасть на паром, пришлось постоять в очереди.
Пока крымский автомобильный рынок стагнирует, занять свою нишу пытаются краснодарские автоцентры, которые предлагают крымчанам бесплатную доставку новых авто.
Туманные перспективы
По прогнозам экспертов, оживления на автомобильном рынке Крыма стоит ожидать не ранее 2015 года, когда в республике восстановится банковское кредитование и закончится переходный период.
- Автодилеры не смогут быстро перестроиться. Предприятия, которые занимаются реализацией автомобилей, раньше брали в банках кредиты и выкупали у импортеров авто, а затем продавали их людям. Но сейчас у автоцентров нет возможности привлечь кредитные средства, - говорит Андрей Тараненко.
- Автомобильный рынок пока в полной неопределенности. Из официальных дилеров автосалоны превратились в полуофициальных. Европейские и американские бренды будут представлены в Крыму, но продажи, скорее всего, станут оформлять как конечные на территории России, а крымские автосалоны будут неофициальными субдилерами. Китайские и корейские машины, возможно, будут представлены официально. Через Севастополь, например, осуществляет доставку китайских автомобилей марки FAW их дистрибьютор на территории России компания "КВИНГРУП", - отмечает Александр Ткаченко.
Осложняет работу автодилеров и транспортная логистика. Те из автоцентров, которые смогли договориться с российскими коллегами, несут дополнительные расходы при доставке авто с материковой России в Крым.
- Перевезти автовоз через Феодосийский порт стоит 35 тысяч рублей (если это легковые автомобили класса А, то их помещается 8 штук). Но за четыре-пять машин внедорожной группы надо заплатить тоже 35 тысяч рублей. Крымчане ездят за машинами в Краснодар как частники через Керченский пролив, у них на дорогу уходит пару часов, а юрлица плывут через Феодосию - около 12-13 часов, - говорит Андрей Тараненко.
Вместе с тем, крымские автодилеры надеются, что их звездный час не за горами. Когда завершится переходный период, а вместе с ним и вся законодательная неопределенность, наладятся контакты с российскими импортерами, и они смогут наверстать упущенное. Ведь Крым всегда был в лидерах по объему продаж автомобилей.