А из-за вялого внутреннего спроса, как считает один из авторов исследования Майк Эллиот, усложняется доступ компаний к банковским инвестициям - национальным и зарубежным, поскольку финансовые институты сомневаются в гарантированной окупаемости проектов по развитию производства товаров черной металлургии (ТЧМ). "Доступ к рынкам инвестиций и кредитов стал в 2014-м основным фактором риска для российских компаний, - полагает Евгений Хрусталёв, директор группы EY по оказанию услуг предприятиям горнодобывающей и металлургической отраслей в России и СНГ. - А следом идут инфраструктурные риски, вызванные дефицитом свободных железнодорожных и портовых мощностей для перевозок черных металлов, особенно на экспорт".
Третий риск - ужесточение международных стандартов по экологичности металлургических технологий и готовых изделий. Оно затрудняет экспорт наших ТЧМ в развитые страны.
Сохраняются также проблемы в связи с ростом цен на водоснабжение, что характерно не только для российского, но и для общемирового металлургического комплекса. По данным EY, в 2013 г. совокупные расходы компаний на водоснабжение составили почти 12 млрд долл. Причем к 2014 году в сравнении с 2009-м эти расходы выросли на 250%, а среднемировые цены на электроэнергию - на 260%. Российским компаниям повезло: в этом году тарифы на электричество для промышленных потребителей заморожены.
Падение мировых цен на металлургические полуфабрикаты и готовые товары негативно сказывается на ряде российских экспортных проектов. Так, "Петропавловск - Черная металлургия" планирует приостановить разработку Куранахского железорудного месторождения. Главная причина - падение среднемировой цены на железорудный концентрат. Одновременно сократился спрос на эту продукцию в странах АТР. В целом суммарные избыточные мощности в мировой черной металлургии оцениваются в 500 млн тонн, из них около 5% приходится на РФ. По словам председателя совета директоров НЛМК Владимира Лисина, за 2008-2014 гг. среднемировые цены на продукцию чермета и сырье упали почти на 40%.
Под вопросом и стабильность транспортных тарифов. Как отмечалось на недавней конференции "Перевозки грузов по железной дороге в 2014-2015 гг.", по металлургическим и некоторым другим грузам повышение ставок на перевозки может произойти уже до конца 2014 года. Между тем скорость доставки этих грузов снижается, и до трети их общего объема перевозится с несоблюдением графика. "Предлагается не допустить подорожания перевозок ТЧМ выше уровня инфляции, - уточнил "РГБ" начальник управления ОМК по логистике Игорь Латышев. - И приступить к утверждению железнодорожных тарифов в расчете на 5 лет". Это, как считают Игорь Латышев и другие эксперты, поможет предприятиям отрасли более детально планировать свою работу.