Николай Анисимов: Я мечтал стать летчиком с детства

Он мечтал стать летчиком, но не сложилось. Сегодня подполковник запаса Николай Анисимов работает военным репортером белорусского и российского телеканалов, а по призванию - бард. Он невероятно популярен в ВВС на постсоветском пространстве.

- После песни "Я - Як, истребитель" летчики-фронтовики на концертах спрашивали Владимира Высоцкого, в каком авиаполку он служил. Вас тоже считают летчиком. Вы ведь не штурмовали позиции боевиков на Су-25, не ходили "за угол" на бомбардировщиках Ту-95, а пишете песни о полетах "как летчик". Как удается?

Николай Анисимов: Как - точно не знаю, но я мечтал стать летчиком с детства. Я военный в пятом поколении, отец служил в Казахстане на полигоне Эмба-5. Все свободное время я проводил на аэродроме: приезжал к ВВП на велосипеде, стоял и смотрел, как самолеты взлетают, махал рукой летчикам. Никаких сомнений, что сам буду летать не было. Ближе к окончанию школы зрение испортилось, и дорога в небо закрылась. Был несказанно расстроен.

В итоге поступил в военно-инженерный вуз, получил вполне земную специальность. Но мечта об авиации сохранилась. Еще в советское время служил в городе Лида Гродненской области, а там - один из старейших наших аэродромов.

Тогда в Лиде базировалась прославленная гвардейская авиадивизия на Су-24, и я, пользуясь служебным положением, проводил много времени на аэродроме. Встретил там одноклассника. В общем, тогда-то и начал писать песни об авиации. Одна из первых "Я - летчик", написал ее в 1991 году. Она до сих пор у меня одна из самых популярных.

- На авиафоруме прочитал интересный пост: "Услышал песню "Я - летчик" и вернулся в авиацию. Спасибо!". Знаете подробности этой истории?

Николай Анисимов: Этой не знаю, но мне пишут, благодарят: да, кто-то вернулся в авиацию. Но чаще благодаря моим песням мальчишки идут в авиацию. Удивительно вообще. Мне прислали видео - 3-летние малыши поют мою "Грачи прилетели" ("Грач" - штурмовик Су-25, по кодификации НАТО: Frogfoot. - Авт.), трогательно аккомпанируя на кастрюльках. И у них там такие серьезные глазки.

Недавно у меня был сольный концерт в "Гнезде глухаря", туда многие пришли с детьми. Пою на сцене и вижу: ребенок, где-то лет шести, подпевает. Причем хорошо, знает текст наизусть, и даже тех песен, которых еще и на дисках нет - я только в Интернете их выложил.

- А пишут письма мальчишки из Белоруссии или из России?

Николай Анисимов: Из России. Я как-то больше в России и времени провожу и, наверное, больше тут известен. В Белоруссии среди летчиков, конечно, меня знают, но у нас всего 4 авиабазы.

- Кстати, насчет "Грачи прилетели". В песне вы, на удивление обстоятельно, раскрываете тактику боевого применения. Наставление по производству полетов проштудировали?

Николай Анисимов: Вот и один наш белорусский генерал, он летает в том числе и на Су-25, примерно то же мне сказал. За рюмкой чаю. Я ему спел "Грачи прилетели", тогда эта песня была новая, он говорит: "Я тут голову ломаю, как нам расписать тактику боевого применения правильно, а у тебя она вся в песне".

А еще мне ребята из ВВС Абхазии говорили, что у них перед полетом слушают мои песни. Такая вот предполетная подготовка.

Откуда такие песни? Читаю, общаюсь с летчиками. Иногда есть ощущение, что это откуда-то сверху приходит, там ребята мне подсказывают.

Кроме того, неоднократно приходилось и приходится летать на различных типах самолетов и вертолетов. Разумеется не в качестве пилота, но и не пассажиром. Меня берут на борт не в качестве "контрабанды". В воздух поднимаюсь с видеокамерой для съемки сюжетов военных программ. Либо с гитарой, когда везут куда-нибудь на концерт. Доводилось летать в учебно-боевой спарке МиГ-29 на пилотаж. Врать не буду - очень тяжело физически. Горжусь тем, что с официального разрешения главкома летал над Красной площадью: и на параде неоднократно, и на тренировках - на вертолетах Ми-24 и на Ми-8.

- А на воспетых "Грачах"?

Николай Анисимов: Как-то не получается. Хотя у нас в Лиде они стоят. Но как-то все дозволения сверху нет. В советское время в одном из авиационных гарнизонов случай был: командир авиаполка любимую повариху прокатил на истребителе, и его на следующий день уволили. Ну, конечно, я не повар (смеется). Но во всем важно не переходить черту.

- О грустном. До известных событий вы неоднократно выступали с концертами на Украине, в частности, в летном училище в Харькове. Сейчас отношения поддерживаете?

Николай Анисимов: Для меня все это очень больно. Я школу в Чернигове заканчивал, жена оттуда родом. Теща на Украине, там же одноклассники. Каждую ночь печальные сны снятся. Чтобы не переругаться с друзьями - стал уходить от этой темы. Мощнейшая агрессия с той стороны. Особенно, на форумах. Запад вбил кол в отношения славянских народов на десятилетия.

И это тяжело. На украинский авиасалон-2012 прилетели "Грачи" из Николаева. Летчики попросили меня: распишитесь на самолете. Нашли место на Су-25, где я мог оставить автограф и он сохранился бы надолго - под ступенькой у фонаря. Я написал маркером: "Мирного неба и удачи!". Сейчас иногда думаю: не этот ли самолет бомбит города на юго-востоке Украины? А может, его уже сбили.

- Авиация суеверна, а у вас на одном из форумов позывной "Анисимов-13"?

Николай Анисимов: 13 для меня -нормальная цифра, даже удачная. Хуже было бы 666, это число дьявола. Если увижу перед собой машину с таким номером, то отстану.

- Звездной болезнью переболели?

Николай Анисимов: Вроде как и не было ее. Я себя достаточно адекватно оцениваю. Зовут постоянно в жюри бардовских фестивалей - не иду. Судить других не берусь. Но с удовольствием выступаю перед ветеранами, в госпиталях.

- Где в ближайшее время концерты?

Николай Анисимов: Сейчас будет гидроавиасалон в Геленджике, там в крайний день обычно даю концерт. 30 ноября с Вадимом Захаровым у нас концерт в Москве. Будут выступления в закрытых гарнизонах.

- Под заказ пишете?

Николай Анисимов: Грядет 100-летие Дальней авиации. Сижу, пишу песню, но никто не просил. Выйдет неудачно - не буду петь. По заказу, врать не буду, была песня: на 20-летие белорусского ВоенТВ. Вообще я мало пишу, 2-3, максимум 4 песни в год. Песни, как производство колбасы, на поток не поставишь.

Репертуар

Николай Анисимов, "Медведи" (*)

Пройдя рулежку на полет,

На полосе корабль замрет

На исполнительном. "Молитва". Все по карте.

Винты все восемь на упор.

Разбег. Отрыв. Вираж. Набор.

А все проблемы мы оставим там - на старте.

Маршрут проложен не на глаз,

Мы верим штурману на раз,

Здесь Интернета нет и недоступен Гугл.

И, как полсотни лет назад,

Бомберы, словно на парад,

Идут на север, чтоб потом уйти за угол.

И, словно литерный, наш борт

Сопровождает нас эскорт,

Вот только нет на небе оркестровой меди.

И где-то, в натовских штабах,

Шифровки строчат впопыхах:

Летят в Атлантику российские "Медведи"!

Пролитый кофе обожжет,

Болтанка нас не бережет,

Погода дрянь, и на радаре сплошь засветки.

А в фюзеляже револьвер,

Он производства ССР.

Сказали б янкесы, что "русская рулетка".

И вместо радостных вестей

КОУ доложит про гостей,

У плоскостей повиснет пара супостатов.

Они ведь тоже напролом,

И чуть не в блистер нам крылом -

Такие борзые, как правило, из Штатов.

Но не изменит курса борт,

Хоть и наглеет наш эскорт,

Мы посылаем их домой к любимым леди.

И где-то, в натовских штабах,

Тревогу бьют, и все в бегах:

Пришли в Атлантику российские "Медведи"!

Жаль в океане нет дорог,

И он для нас -как сена стог,

Нам отыскать в нем надо чертову иголку.

И ищем мы на риск и страх

Авианосец на волнах,

А не найдем - то все задание без толку.

И крик: "Я вижу, командир!".

Вдруг разорвет немой эфир

Железный ящик с высоты уже заметен.

Там чертыхнется адмирал,

Разнос устроит и аврал,

А мы так счастливы -

как маленькие дети.

Качнет нам крыльями эскорт,

Пошлет доклад про русский борт,

И уберутся наши летные соседи.

У них в штабах дадут отбой,

Лишь будут спорить меж собой,

Когда опять придут в Атлантику "Медведи".

Наш самолет гудит устав,

Он помнит разные места -

Вьетнам, Ангола, Куба и Гвинея.

Отцы летали там до нас,

Но, если б дали нам приказ,

Мы обязательно смогли б, ведь мы - умеем!

И экипаж - он просто смог.

И пусть усталость валит с ног,

Но мы так рады нашей маленькой победе,

Что нас совсем не клонит в сон.

Не спит сегодня гарнизон -

Домой вернулись из Атлантики "Медведи".

Идут вразвалочку "Медведи"...

* По кодификации НАТО Bear ("Медведь") - российский стратегический ядерный бомбардировщик-ракетоносец Ту-95. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях.