Интендант Зальцбургского фестиваля Александр Перейра сложил полномочия

С нынешним интендантом фестиваля Александром Перейрой, возглавлявшим фестиваль с 2012 года и добившимся весьма благополучных финансовых показателей, Зальцбург распрощался досрочно. Причиной стали разногласия Перейры с Попечительским советом в выстраивании бюджета и художественной стратегии фестиваля. Теперь освободившееся место временно займет куратор дрампрограммы режиссер Эрик-Свен Бехтольф. А в 2017 году в Зальцбург вернется пианист Маркус Хинтерхойзер, проявивший себя при предыдущем руководстве как выдающийся программный директор. От него и ждут креативного развития фестиваля, свежих художественных идей.

Нынешние дискуссии критиков едко развивались вокруг темы: кто из режиссеров, представленных в оперной афише, оказался на этот раз консервативнее? Абсолютную победу одержал 76-летний Петер Штайн. Его постановка шубертовского раритета - оперы "Фьеррабрас" на сюжет легенды о Карле Великом и мавританском принце Фьеррабрасе, стала образцом даже не консервативного театра, а театральной рутины двухвековой давности. Причем большая героико-романтическая опера Шуберта с рыцарями, маврами, принцессами, придворными, дворцами и крепостями, как нельзя лучше подошла тем "лекалам", с которыми маститый Штайн подходит к партитурам опер. Цент-ром их оказываются массовые церемонии, костюмированные шествия, зрелищные эффекты. Но его трактовка шубертовского "Фьеррабраса" превзошла все ожидания. Все было одновременно изысканно (сценография Фердинанда Вёгербауера, стилизовавшая старинные офорты) и прямолинейно: христианские рыцари, король и принцесса - в белых одеждах, с золотыми волосам - клише средневековой эстетики. Мавры - злодейски черные, "неправедные": в черных чалмах и шароварах, в темном гриме. И те, и другие выстраивались Штайном в "каре" с королями и героями в центре, рыцари и мавры бились деревянными мечами и кинжалами, любовные дуэты и арии сопровождались ходульными жестами. В финале у рампы счастливые пары символизировали мир: дочь мавританского короля Флоринда станет женой рыцаря Роладна, а мавританский принц Фьеррабрас будет биться за христианские ценности. Кажется невероятным, что режиссер подобным образом рискнул высказаться в наше время. Между тем, спектакль Штайна имел огромный успех у публики - прежде всего благодаря волнующей музыке Шуберта - с ее мелодическим богатством, песенно-романсовой простотой, изумительно красивыми хорами и высококлассным исполнительским составом с Михаэлем Шаде в партии Фьеррабраса, Доротеей Рёшманн - Флоринды, Георга Цеппенфельда - короля Карла, а главное - Инго Мецмахером за пультом Венских филармоников. Музыкальный шарм "Фьеррабраса" вызвал еще один вопрос: как же современники Шуберта не оценили эту красоту (он не увидел свою оперу при жизни), а сделали ставку на оперы Россини?

Здесь же, на сцене Дома Моцарта, можно было найти ответ, поскольку параллельно с "Фьеррабрасом" здесь шла La Cenerentola ("Золушка") Россини - гостевая продукция Троицкого фестиваля под руководством Чечилии Бартоли. Эта огненная, обрушивающаяся лавиной колоратур Анжелины (Золушки) в исполнении Бартоли, буффонными скороговорками Дона Маньифико (Энцо Капуано), каскадами высоченных нот виртуозного мексиканского тенора Хавьера Камарена (принц Рамиро), имела у публики феерический успех. Причем поставлена эта "Золушка" была не в традиционном жанре сказки, а как современная лайф-стори. Итальянцы Дамиано Микьелетто (режиссер) и Паоло Фантин (сценограф) переместили действие оперы в дорожную закусочную, где Анжелина (Золушка) работала посудомойкой на хозяина-алкоголика Дона Маньифико. В эту затрапезную закусочную с размахивающей тряпками Анжелиной и попал переодетый принц Рамиро. Влюбившаяся с первого взгляда Анжелина трогательно ошпарила гостя кипятком. Бал Рамиро перенес действие в ночной клуб, где крутилось несметное количество голых женских ног и декольте, охмурявших лже-принца - переодетого в поп-звезду слугу Дандини. А Бартоли и Хавьер Камарен тем временем пели умопомрачительные любовные дуэты, которые вели к известному финалу. В данном случае - не свадебному балу, а трудовому "субботнику", который организовала Золушка в подвенечном наряде.

Настоящим же балом с участием Чечилии Бартоли завершился Зальцбургский фестиваль. Этот бал для почетных гостей и спонсоров фестиваля, появившийся при Александре Перейре, стал прощальным не только для него, но и для фестиваля. Из афиши уйдет не только пышный бал, но и "Духовная увертюра", предварявшая фестиваль, и крупный проект молодых режиссеров, существовавший с 2002 года. Программу фестиваля-2015 организаторы по традиции объявят в ноябре.

Справка "РГ"

Итоги Зальцбургского сезона представили на заключительной пресс-конференции в Доме Моцарта (Haus fur Mozart). Отчет в цифрах впечатлил: 219 мероприятий за 45 дней, 271 068 (93%) выкупленных билетов на сумму 29 100 000 евро. Публика из 73 стран мира, 520 аккредитованных журналистов из 33 стран. Организаторы признали коммерческую эффективность сезона уникальной.

Пока известны два названия будущих Зальбургских премьер: "Фиделио" Бетховена (постановка Клауса Гута, музыкальный руководитель Франц Вельзер-Мёст) и "Свадьба Фигаро" Моцарта (режиссер Эрик-Свен Бехтольф, музыкальный руководитель Дан Эттингер).