Челябинские ритейлеры назвали условия снижения цен

В супермаркетах Южного Урала рост цен на некоторые продукты питания уже достиг 30 процентов. Лидер удорожания - красная рыба, за ней следуют кофе, кондитерские изделия. Увеличилась также стоимость пресервов, мяса птицы и яиц. Региональные власти пригласили к диалогу представителей сетевого ритейла, чтобы вместе разобраться в ситуации.

Пропуск для местных

Южноуральские сельхозпроизводители гарантируют продовольственную безопасность области, в связи с чем рост цен на социально значимые продукты, по мнению областных чиновников, не оправдан.

- Местные аграрии обеспечивают область основными продуктами питания на сто процентов, правда, по объемам заготовки молока есть небольшое отставание, но на него установлена выгодная цена, поэтому проблем быть тоже не должно, - говорит начальник управления пищевой, перерабатывающей промышленности, регулирования агропродовольственного рынка регионального минсельхоза Анатолий Малишевский. - Однако так сложилось, что наших производителей не жалуют торговые сети, которые стараются как можно больше продукции завезти со стороны, а местной пренебрегают. Считаю, сейчас как раз то время, когда представителям торговли нужно обратить внимание на местных сельхозпроизводителей, да и жителям пора стать патриотами - покупать отечественное.

В настоящее время в регионе ведется постоянный мониторинг цен, работает "горячая линия", куда уже поступило свыше 40 жалоб от южноуральцев на повышение стоимости социально значимых продуктов. Отслеживают ситуацию с ростом цен и предоставляют данные в Челябинское УФАС и руководители сетевого ритейла.

- На многие продукты цены в супермаркетах за последнюю неделю августа подросли. Наверное, проще сказать, на какие товары они не изменились. Мы изучаем предложения, будем искать новых поставщиков более дешевых продуктов, не уступающих прежним по качеству, - говорит коммерческий директор региональной торговой сети Сергей Кийко. - Сейчас выходим на местных производителей гораздо активнее, чем раньше. Отказываемся от сотрудничества с теми партнерами, кто необоснованно решил повысить цены, воспользовавшись ситуацией с эмбарго. В конце августа мы заключили уже пять новых договоров с поставщиками местной продукции.

По словам представителей ритейла, супермаркеты сегодня максимально открыты для местных производителей: в реализации их продукции заинтересованы не только региональные, но и федеральные сети. Такое непривычное дружелюбие объяснимо: пустые полки, как и чрезмерный рост цен, отпугнут даже постоянных покупателей, а это скажется на прибыли торговых компаний.

В связи с переменами уже заметны кое-какие корректировки в ассортименте торговых "мастодонтов": продукты, производимые по ГОСТу, постепенно вытесняет товар с ТУ, на прилавках появляется более дешевая колбаса с добавлением курятины, молоко и творог все чаще с пониженной жирностью, при этом молочная продукция отныне преимущественно "в пленке" - она дешевле тетрапаков. Впрочем, снижения розничных цен в Челябинской области пока не наблюдается, разве что на местные сезонные овощи, уборка которых как раз началась.

Пора умерить аппетиты

Региональные власти обратились к представителям крупного ритейла с рекомендациями по сдерживанию необоснованного роста цен. Сегодня в Челябинской области в 20 муниципалитетах на долю различных торговых сетей приходится значительная часть розничного рынка продовольствия - свыше 35 процентов, следовательно, именно они играют определяющую роль в формировании цен.

- Челябинское УФАС обратилось с рекомендациями к представителям сетевого ритейла на Южном Урале, в которых изложена необходимость выбора тех поставщиков продуктов питания, которые обеспечат не только их бесперебойную поставку в супермаркеты, но и установят экономически обоснованную цену, - говорит заместитель руководителя Челябинского УФАС Елена Семенова. - Также мы обратились к сетям с призывом зафиксировать на год торговую надбавку на социально значимые товары. И с учетом того, что на отдельные группы товаров цены уже повысились, мы рекомендовали сетям надбавку снизить. Учитывая специфику ведения сетевого бизнеса, это существенно не повлияет на уровень рентабельности.

- Торговая надбавка сетей и так неизменна в течение всего года, поэтому прямой заинтересованности сетевиков в повышении стоимости продуктов питания нет, - отмечает Сергей Кийко. - Напротив, рост цен способен значительно уронить объем продаж, что ритейлу крайне невыгодно.

По словам руководителя отдела закупа местной торговой сети Натальи Богатовой, в настоящее время торговая наценка на социально значимые товары варьируется от 3 до 7 процентов, опускать ее ниже нет возможности. А рост цен в торговых сетях вызван исключительно скачком цен поставщиков.

Предприятия пищепрома после введения эмбарго стали все чаще уведомлять торговлю о повышении цен на свою продукцию, ссылаясь на смену дистрибьюторов из-за введения ограничений по импортному сырью. Часть поставщиков заявила о смене оборудования, оправдывая рост цен затратной модернизацией, кто-то решил прикрыться увеличившимися тратами на транспортировку и ГСМ.

- Пока непонятно, можем ли мы на законных основаниях требовать от поставщиков предоставить экономическое обоснование повышения цен на их продукцию, - говорит Сергей Кийко. - Со своей стороны мы готовы к снижению торговой наценки на социально значимые товары, но как сделать, чтобы поставщики разделили с нами эту ношу? Считаю, целесообразно было бы начать разговор о ценах с производителями, переработчиками и поставщиками продуктов питания, так как сети далеко не первые в этой цепочке. А в итоге получается, что все жалобы обращены к нам, а это несправедливо: мы остаемся вечными "мальчиками для битья".

Однако, по мнению Елены Семеновой, именно торговые сети оказывают наибольшее влияние на рынок продовольствия в целом. Рычаги воздействия на поставщиков, в том числе и на их политику ценообразования, у ритейлеров есть, и весьма эффективные.

Открыть карты

По словам замруководителя УФАС, в ближайшее время каждому участнику продовольственного рынка Южного Урала предстоит сформировать собственную торговую политику и сделать ее максимально прозрачной.

- Информация о торговых наценках в сетях, о реальной стоимости продукции сельхозпроизводителей, о процентных ставках поставщиков должна стать открытой, ее необходимо размещать на официальных сайтах компаний, - отмечает Елена Семенова.

Региональные торговые сети уже подтвердили готовность открыть такие данные. Но не федеральные.

- В этом как раз и кроется проблема, - считает заместитель начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска Валентин Барановский. - Пока на диалог с властью о сдерживании цен идут преимущественно региональные игроки, в первую очередь законопослушные, которые стараются быть более лояльными к местным товаропроизводителям.

Последние, кстати, и не скрывают, что ситуация с эмбарго для них - спасательный круг, который позволит выйти на нормальный уровень рентабельности.

- У нас появилась возможность погасить накопленные долги, многие местные сельхозпроизводители расплатились по кредитам, есть надежда, что установится более справедливый ценовой диапазон, и местные игроки займут на рынке продуктов питания достойное место, - говорит директор по продажам крупной птицефабрики Евгений Шеповалов. - В прошлом году компания была вынуждена поставлять в торговые сети мясо птицы по цене ниже себестоимости, приходилось брать кредиты даже на выплату зарплаты рабочим. Сейчас мы просто установили справедливую цену на свою продукцию.

Помимо открывшегося доступа в сети у местных предприятий вскоре появится возможность более успешно участвовать в госзакупках. В настоящее время в области актуализируется список сельхозпроизводителей, с которыми заказчикам будет рекомендовано работать.

комментарий

Алексей Лошкин, начальник главного контрольного управления Челябинской области:

- Речь идет об увеличении доли местных сельхозпроизводителей в госзаказе, в частности, о закупках продуктов питания для социальной сферы: детсадов, школ, больниц. К сожалению, раньше южноуральские производители были представлены в общей системе госзакупок крайне скудно, а наличие посредников между производителем и заказчиком продукции ведет к увеличению ее стоимости минимум в два раза.