Актер Александр Филиппенко отметил 70-летний юбилей

Этому человеку-оркестру, человеку-театру, способному в одиночку создавать на сцене и экране целые миры, на днях исполнилось 70. Не перечесть, в скольких амплуа Александр Филиппенко перебывал за эти годы и на сцене, и в жизни. Вспомним некоторые из них.

Звезда драмкружка

- Закоулки Алма-Аты, алые маки Иссык-Куля и Тянь-Шаня - вот молодость моя, - воспоминания о детстве у Филиппенко с привкусом экзотики. Его родители, специалисты московского Института цветных металлов, были командированы в открывавшийся в послевоенной Алма-Ате горно-металлургический институт и отработали там годы и годы.

В школе Саша пользовался успехом у девочек, но школьные романы далеко не заходили: гуляли по городу, по горам, но дальше поцелуев дело не шло. Другое дело драмкружок при Дворце пионеров. "У меня имелись козыри, - вспоминает актер. - Я хорошо танцевал, играл на гитаре, пусть пять аккордов, но этого хватало. Мы взрослели, смелели..."

Осмелел Саша вплоть до того, что вышел выступать перед заключенными, сам, впрочем, того не ведая. Драмкружок повезли на концерт якобы в погранучилище, а ввезли в ворота, вокруг колючая проволока, сверху надпись: "Честный труд - дорога к дому". К Саше подошел капитан и строго предупредил: "Зрителей "товарищами" не называть", - и к публике в черных робах вышедший на сцену Филиппенко обратился без особых церемоний: "Начинаем концерт!"

Спец по ЭПРу

Всему хорошему в себе Филиппенко, по его мнению, обязан Физтеху. "МФТИ дал систему координат, показал, как подойти к решению любой задачи, как понять, на что я могу согласиться, а какую черту переступать нельзя". Старшекурсники водили его на семинары Капицы и Ландау, в Долгопрудном шли полузапрещенные литературные вечера, молодой квартет Алексея Козлова играл джаз в ДК. Выпускник драмкружка с головой нырнул в самодеятельность, из которой вышла и команда КВН, выигравшая первое первенство Москвы. Именно там Филиппенко, заводилу в этой команде, заметил Марк Розовский, режиссер театра МГУ "Наш дом", ставивший физтеховские номера. "А вас, молодой человек, я прошу осенью к нам в театр", - что-то вроде этого было сказано тогда звезде КВН.

Но факультет молекулярной и химической физики Филиппенко все-таки закончил. И даже поработал инженером Института геофизики АН СССР, параллельно с игрой в пьесах Булгакова и Зощенко изучая редкоземельные элементы методом электронного парамагнитного резонанса, сокращенно ЭПР.

"Козел на саксе"

В этом номере Филиппенко танцевал рок-н-ролл с пиджаком, играл на подтяжках как на контрабасе, пел и взахлеб рассказывал про минувшую молодость.

"Да какой ты стиляга?! В милицию тебя не забирали, штаны не разрезали...", - пенял Филиппенко саксофонист Алексей Козлов. Когда будущий актер в 1960-м сшил свои первые "фирменные" джинсы из темного бархата, стиляги уже не прятались от милиции. Но в монолог отставного гуляки по "Броду" актер вложил весь свой нерастраченный стиляжный пыл и страсть к джазу.

Филиппенко не играл в пьесе Славкина "Взрослая дочь молодого человека", да и самого знаменитого монолога в пьесе нет, Славкин и Розовский собрали его на кухне у Розовского из разных реплик героя. Филиппенко на съемках "Вокруг смеха" добавил в него песню физтеховской агитбригады про "чуву, что хиляет по "Бродвею". И после "саксофонной" коды с "фа-фа-фа" у него как-то само вылетело "...и Козел на саксе!"

От Коровьева до Азазелло

Начиная с фильма "Рожденная революцией", Филиппенко снимали в основном в ролях злодеев, а он пытался получать от этого удовольствие. "Мне главное - нечисть сыграть," - говорил он и в киноверсиях "Мастера и Маргариты" изобразил сразу двух "нечистых" - сначала Коровьева у Юрия Кары, а потом Азазелло у Владимира Бортко.

Роль Азазелло стоила актеру больших усилий: Александр Георгиевич целыми днями ходил с "бельмом" на глазу и с приставным клыком во рту. А когда артисты в гриме шли перекусить в ближайшие палатки, от одного только вида Азазелло народ шарахался в стороны, а дети плакали.

Бортко строго запрещал группе даже думать о мистике, которая якобы преследует кинопостановки романа. Но так или иначе несколько странных совпадений в ходе съемок у Филиппенко случились. Все началось с того, что, показывая брату булгаковские места на Патриарших, он нос к носу столкнулся с выбиравшим натуру Бортко - и тот, не сходя с места, сделал актеру предложение сыграть Азазелло. В Санкт-Петербурге на пробах Филиппенко потерял паспорт, а через пару месяцев ему неожиданно позвонил Боярский с вопросом: "Молодой человек, вы ничего не теряли?" и передал позже документ, оброненный в овощном. А когда фильм был смонтирован, выяснилось, что звук записан с браком. Пришлось переозвучиваться.

Зять Зимянина, отец Паштета

- На концерты сына я хожу "в скафандре", - говорит актер. - Эта "альтернатива" для меня как полет на другую планету.

Однако народный артист в свое время открывал в ДК МАИ концерт группы FAQ, где лидером его сын Павел (Паштет) Филиппенко, и читал стихи под гром хардкора. А давая автографы, народный артист России расписывается иногда как "отец Паштета".

С первой женой, мамой Паштета Натальей Зимяниной, он сошелся на гастролях "Нашего дома" в Грузии, девушка поехала туда аккомпаниатором. Выйдя замуж, она взяла фамилию мужа, а ведь ее отец, Михаил Зимянин, был членом ЦК КПСС (зятю он запомнился человеком "тихим, вежливым, спокойным").

Марина, на которой Александр Георгиевич женат с 79-го, оказалась не менее талантливой: она играла на гитаре, пела, писала стихи. Но особый талант она сегодня проявляет в кругу семьи. В семейной жизни Филиппенко домостроевец, а по знаку Зодиака - Дева, человек консервативный. "И эгоистичный, - самокритично говорит он о себе. - Чужого мне не надо, а мое подай!" И Марина дирижирует домом мирно, не ущемляя ничью свободу, потому что чувство свободы, уверен ее муж, необходимо ощутить каждому.

Кстати

Александр Филиппенко о профессии актера:

- Я актер покладистый. Если режиссер говорит, что нужно так и вот так, я обязательно сделаю так и вот так. Режиссер, он один всю картину видит и героев, и роли выводит по-своему, у него как главного на площадке какой-то образ сформировался в голове, и он пытается его до зрителя донести одному ему доступным методом. Актер должен режиссеру помогать, а не тянуть одеяло на себя, он должен прочувствовать свою роль. Работать на пределе возможностей.

- Ты должен каждый день выходить на сцену. Актер, играющий 10 раз за месяц, это не актер. Если я сейчас играю 5-6 спектаклей, так у меня параллельно все время концерты, выезды, съемки. Это условие актерской профессии: каждое утро привозить на рынок свежий товар.