Украинские автопром и машиностроение фактически остановились

Украинская автомобильная промышленность и машиностроение фактически остановились. Согласно данным ассоциации "Укравтопром", Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) в июле выпустил всего 8 (восемь!) малолитражек "Ланос" и "Шанс" и ни одной - в минувшем месяце. Речь уже идет о полной остановке производства и увольнении сотрудников, которым, похоже, остается один путь - в армию.

Информацию об остановке конвейера и отправке в неоплачиваемые отпуска всего персонала - это почти 21 тысяча человек, со ссылкой на самих работников предприятия распространили украинские СМИ. Таким образом, вместе с членами семей без средств на существование рискуют остаться до 100 тысяч жителей миллионного Запорожья.

Владельцы предприятия - компания "УкрАВТО" попытались погасить начинающуюся в городе панику, выступив с разъяснением, будто ЗАЗ не остановился, а только "уменьшил количество выпускаемой продукции". Но как ни подбирай слова, полное отсутствие продукции на выходе с завода называется именно остановкой производства.

Также владельцы назвали сокращения "адаптацией к современным условиям" и заверили, что о полном увольнении персонала речи не идет. Хотя при этом они признали плачевное состояние, в котором находится предприятие. Среди причин, влияющих на отрасль в целом, назвали "девальвацию гривны и связанное с этим снижение покупательской способности, напряженную геополитическую ситуацию в восточном регионе, полную остановку продаж в Луганской и Донецкой областях, уменьшение спроса на автомобильном рынке Украины в целом и сокращение объемов экспорта". До изменения в лучшую сторону всех этих факторов, как можно понять владельцев завода, он и дальше будет "сокращать производство", вплоть "до стабилизации экономической ситуации в стране".

Запорожский автозавод в июле выпустил всего 8 (восемь!) малолитражек "Ланос" и "Шанс" и ни одной - в минувшем месяце

Впрочем, у завода и до начала "еврореволюции" дела шли ни шатко ни валко. Позапрошлый год он закончил хоть и с небольшим, но убытком - около 100 тысяч гривен, и о возможной остановке его реальный владелец, близкий к партии "Батькивщина" бизнесмен Тариэл Васадзе, предупреждал заранее, жалуясь, что на иных моделях ему не удается заработать и 100 долларов с машины. Окончательно же добило ЗАЗ, и в целом украинский автопром, отсутствие заказов из России: с началом противостояния ЗАЗ, "Богдан", КрАСЗ потеряли заказов из России почти на 300 миллионов долларов.

Но если украинский автопром действительно стал заложником большой политики, то некоторые предприятия уничтожили себя сами, без влияния внешнеполитических и экономических факторов. Пример такого самоубийства - Кременчугский сталелитейный завод. Долгое время это крупное предприятие с персоналом больше 5 тысяч человек делало вагонные рамы, буксы и прочие крупногабаритные детали для российских вагоностроителей. Но 30 апреля этого года Полтавская областная администрация заявила дирекции завода: "С Россией, панове кременчугские казаки, ваше предприятие больше сотрудничать не будет. Мы посодействуем вам с рынками сбыта". Об этом под заголовком "Ура! Кременчугский сталелитейный завод больше не будет сотрудничать с Российской Федерацией" сообщили жителям города местные СМИ. В качестве альтернативы литья для России было предложено отливать бутафорские казацкие пушки, которые пользуются спросом у зажиточных украинских дачников, как замена садовым гномикам.

Результат оказался плачевным: ни США, ни ЕС продукцией кременчугских литейщиков заинтересовать не удалось, да и рынок бутафорских пушек оказался не столь обширен, как ожидалось. В конце концов Россия отозвала у завода уже имеющиеся сертификаты на продукцию, найдя ей замену, и на днях о6а завода уже сократили треть персонала - 1,6 тысячи человек, которым, вероятно, остается только развлекаться бутафорскими пушками, в избытке хранящимися на складе готовой продукции.

Похоже, что в логике кременчугских сталелитейщиков действует сегодня и президент страны Петр Порошенко. Накануне он ликвидировал Рабочую группу по вопросам развития взаимодействия Украины с Таможенным союзом (ТС) при администрации президента Украины. Эту группу, которая должна была обсуждать с Россией, Белоруссией и Казахстаном возможные точки соприкосновения и решать проблемные вопросы в свете грядущей ассоциации Украины с ЕС, создал еще "диктатор" Виктор Янукович, а "демократ" Порошенко избавляется от наследия "темного прошлого". В светлом же настоящем падение промышленного производства на Украине с июля 2013 г. по июль нынешний составило уже 12 процентов.

Кстати

Грядущую экономическую катастрофу на Украине, похоже, предчувствуют и в Международном валютном фонде (МВФ). Так в случае продолжения конфликта на Донбассе только на покрытие недостатка резервов Национального банка Украине к концу 2015 года может потребоваться еще приблизительно 19 миллиардов долларов. Такие данные содержатся в отчете миссии МВФ, работавшей в августе на Украине.