В антимонопольном ведомстве лишь разводят руками. С одной стороны, использование образа тещи в одном ряду с клопами, крысами и другими домашними вредителями, конечно, оскорбительно. Но создатели скандального баннера намеренно поместили фотографию с подписью "теща" в конец галереи паразитов, помощь в борьбе с которыми они предлагают. С другой - любая фирма правомочна размещать на своем сайте любую информацию о предоставляемых услугах. И повлиять на это, как выяснилось, антимонопольщики не могут.
- Установлено, что реклама услуг по уничтожению вредителей, среди которых упоминается теща, размещена на собственном сайте компании, непосредственно оказывающей эти услуги, - сообщила представитель челябинского УФАС Наталья Мартынюк. - По закону такая информация не является рекламой, а организация - рекламораспространителем. А значит, не подпадает под юрисдикцию рекламного законодательства. К тому же, как показал соцопрос, 66 процентов из более чем 500 респондентов воспринимают упоминание о теще как шутку и ничего оскорбительного в нем не видят.
По мнению филологов, также принятому к сведению в УФАС, образ тещи является собирательным. А традиция шутить над мамой супруги известна на Руси еще со времен Пушкина. Связано это с тем, что тогда женщина получила некоторые права в семье и мужчинам пришлось с этим считаться. Причем именно тещи зачастую напоминали зятьям об их обещании обеспечить счастье их дочерей. И постоянно что-то требовали...
- Отсюда и повелось, что теща - это некое обременение, - пояснил журналистам кандидат филологических наук Кирилл Ратников. - А какой способ борьбы с обременением? Только юмор, причем юмор черный!
Автор скандального баннера Сергей Баранов, гендиректор многопрофильной компании, предоставляющей услуги по дезинсекции, уверяет, что вовсе не хотел обидеть ни тещу, ни ее собирательный образ. А фото с соответствующей подписью поместил в галерею исключительно для привлечения внимания домохозяек. Ведь его предприятие предоставляет тещам пятипроцентную скидку, даже не требуя от них подтверждения этого статуса. "Накопили тараканов - сразу звоните", - обращается ко всем челябинским тещам Баранов. Кстати, не забыл креативщик и о свекровях. Но, судя по объявлению, им придется ожидать скидку до января 2098 года. Такой вот интересный у дезинсектора подход.
- Я в УФАС целое сочинение о любви и уважении к тещам написал - на 64 страницах, - сообщил корреспонденту "РГ" Сергей Баранов. - Чтобы не делали из меня "теще-ненавистника". Зато, когда скандал разразился, зятья поддержали. Было много писем о том, что после обращения в нашу компанию тещи остались живы и чувствуют себя прекрасно!
На Южном Урале это далеко не первый скандал, связанный с неэтичной рекламой. Не так давно стоматологическую клинику оштрафовали за билборд со слоганом: "Улыбайся даже в самых сложных ситуациях", на котором ошарашенный отец принимал из рук врачей темнокожего ребенка. Необычный рекламный ход сочли "оскорблением семейных ценностей".