В Кургане инвесторы испугались индустрии развлечений

На днях Курган отметил 335-летие. Праздник удивил обилием батутов: столько их в городе прежде никогда не видели. Нехитрые надувные сооружения радовали детей, принося неплохой доход своим владельцам. В Центральном парке культуры и отдыха в это же время не было отбоя от желающих полетать на "тарелке" и "корабле": в День города на аттракционы в ЦПКиО продали более 10 тысяч билетов. Для небогатого Кургана, жители которого не привыкли тратить нелегко достающиеся деньги на развлечения, цифра внушительная. Но, как говорится, не хлебом единым: народ соскучился по празднику, да и погода была как по заказу.

Кстати, в будни в парке тоже многолюдно - от 3 до 4 тысяч посетителей в день. Причем больше всего по понедельникам: в этот день билеты на все аттракционы стоят на 20 рублей дешевле (не 70, а лишь 50 рублей).

- Независимо от размера кошелька родителей на качели-карусели для ребенка деньги всегда найдутся, - объясняет популярность аттракционов директор парка Валерий Брим. - Да и среди взрослых немало любителей острых ощущений.

По его словам, парк, вообще-то, и живет за счет аттракционов: выручка с них составляет более 80 процентов годового бюджета ЦПКиО. Правда, только 12 из 35 аттракционов являются собственностью парка, остальные взяты в аренду и половина дохода от их эксплуатации уходит владельцам.

- По сути, мы помогаем развитию частного бизнеса, а должно быть наоборот, - отмечает директор. - Но, к сожалению, у нас пока нет возможности приобрести дорогостоящее оборудование.

Между тем кроме аттракционов неплохой доход парку могли бы приносить пункты общественного питания, а вот кафе и закусочных здесь как раз не хватает. Одно время ставили летние палатки, но после того как в парке запретили продавать пиво и алкоголь, их свернули.

Скромных доходов муниципальному предприятию хватает лишь на текущие расходы и зарплату сотрудников, но больше заработать не на чем. Мероприятия здесь проводят бесплатные, вход свободный. Да и трудно представить, чтобы за вход в городской парк брали деньги, как, например, в Екатеринбурге. Власти признают: ЦПКиО не соответствует статусу областного центра и давно не отвечает запросам жителей.

По замкнутому кругу

Положение планируется исправить путем реализации концепции развития и комплексной реконструкции парка, проект которой недавно представлен на обсуждение городским депутатам. По скромным подсчетам, модернизация ЦПКиО обойдется в 250 миллионов рублей. Львиную долю средств предполагается привлечь из внебюджетных источников: как полагает разработчик концепции, ЦПКиО, перспективы парка будут интересны бизнесу. Да вот беда: инвесторы почему-то опасаются иметь дело с муниципальным предприятием, твердят о высоких рисках и отсутствии гарантий защиты их вложений, к примеру, того, что в случае смены власти их из парка не "попросят".

- В развитии индустрии развлечений в Кургане должна быть заинтересована прежде всего муниципальная власть, - считает предприниматель Сергей Зуев. - Надо предоставлять бизнесу больше экономической самостоятельности и выстраивать с ним прозрачные, долгосрочные, взаимовыгодные и, главное, доверительные отношения.

Сергей Зуев - один из тех, кто сдает в аренду ЦПКиО аттракционы. Сейчас работают 13, а недавно бизнесмен договорился о поставке еще одного - "Катальных гор", которые вместе с доставкой и монтажом обойдутся в 15 миллионов рублей. Но согласования, по его словам, шли очень долго.

- Я бился все лето, чтобы подписать предварительное соглашение об установке этого аттракциона, - рассказывает предприниматель. - Обратился в мэрию, оттуда меня отправили в ЦПКиО, и так несколько раз по кругу. Окончательного решения по этому вопросу до сих пор не принято.

Бизнесмен признается, что давно мечтает открыть собственный парк аттракционов. Просил в аренду участок земли в ЦПКиО - не дали. Предложили, правда, в Заозерном - спальном районе Кургана. Но там, по его мнению, строить подобный объект экономически нецелесообразно.

- Надо учитывать, что это сезонный вид развлечений, вложения долго окупаются, - пояснил Сергей Зуев. - Если я заключу, например, как планирую, договор на установку "Катальных гор" на 10 лет, то аттракцион окупится в лучшем случае лет через семь и только три года будет приносить прибыль.

Очень страшное кино

Муниципальное унитарное предприятие "ЦПКиО" стояло в плане приватизации 2013 года, но так и не было преобразовано в акционерное общество. Судя по бурным и продолжительным дискуссиям на заседаниях комиссии по экономической политике и предпринимательству городской Думы, чиновники и депутаты просто испугались повторить печальный опыт Городского сада и кинотеатра "Россия".

Горсад, распложенный в самом центре Кургана, стал неподконтролен администрации города с тех пор, как в 2004 году его сдали на 49 лет в аренду частнику. За десять лет парк несколько раз менял хозяев, но ни один из них так и не превратил его в настоящую достопримечательность города, какую не стыдно показать гостям. Более того, Горсад постоянно оказывается в центре скандалов. В начале лета там демонтировали почти все аттракционы, убрали даже колесо обозрения, которое украшало парк. Предприниматели обещали поставить вместо старых аттракционов новые, но лето прошло, а ничего не появилось. Власти сетуют: их многое не устраивает в эксплуатации Городского сада, но они не вправе вмешиваться в коммерческую деятельность арендатора. Тем более что долгов по арендной плате, а значит, и оснований для расторжения договора нет.

Другая ситуация с кинотеатром "Россия", который также в 2008 году сдали в долгосрочную аренду. После чего кинотеатр за шесть лет накопил почти 8 миллионов рублей долга. В 2012 году мэрия подала на арендаторов иск в арбитраж, выиграла дело, но судебные приставы смогли взыскать только 900 тысяч. Скептики предрекают "России" судьбу старейшего в Кургане кинотеатра "Звездный". Иногородние инвесторы, взявшиеся за реконструкцию последнего, обещали сделать современный киноплекс, подписали с мэрией долгосрочный инвестиционный договор, однако строительные работы так и не начались. Договор власти расторгли. Но за время судебных тяжб и разбирательств здание пришло в полную негодность, десять лет простояло, огороженное забором и укрытое зеленой сеткой. В прошлом году "Звездный" и земельный участок под ним выставили на торги. Победителем оказалась одна из курганских энергокомпаний, купившая двухэтажное кирпичное здание с подвалом и участок под ним за 75 миллионов рублей при стартовой цене 15,7 миллиона. Энергетики обещают построить на этом месте современный деловой центр обслуживания клиентов. Но теперь уже "кина не будет".

Между тем городские власти уверяют, что история "Звездного" не повторится: в адрес арендатора кинотеатра "Россия" направлено уведомление об одностороннем расторжении договора аренды. Пока учреждение культуры закрыто, по официальной версии - на ремонт. Курганцы ходят смотреть фильмы в торгово-развлекательный центр, а кататься на крутых горках и каруселях ездят к соседям - в Екатеринбург, Челябинск и Тюмень.

Комментарий

Николай Горин, эксперт по разработке стратегии социально-экономического развития Кургана до 2030 года, кандидат  социологических наук:

- Сейчас в городе обсуждают стратегию развития Кургана на долгосрочную перспективу. Хорошо, что городские власти решили разработать такую программу и, главное, нашли на это средства. Безусловно, достойное место в этой стратегии должна занимать культура, в том числе индустрия развлечений, иначе молодые курганцы будут просто уезжать в другие регионы. Кроме того, Городской парк, ЦПКиО, кинотеатр "Россия" - это не просто объекты культурного отдыха, а визитные карточки Кургана, которые должны придавать столице Зауралья привлекательность, в том числе инвестиционную. Вместе с тем я считаю: развлекательных заведений в городе вполне достаточно. Властям следует уделять больше внимания развитию производства и созданию высокооплачиваемых рабочих мест, чтобы люди могли заработать на развлечения. Будет платежеспособный спрос, и рынок развлечений сам сформируется: малый бизнес в этом плане очень отзывчив и мобилен.

А как у соседей

В Челябинской области новые игроки регулярно пробуют свои силы на рынке развлечений, но в основном занимают либо пустующие ниши, либо низкоконкурентные. Основной пул давно сформирован и представлен как федеральными компаниями, так и местными холдингами.- На первый план выходит опыт работы на рынке конкретного региона, накопленная база лояльных потребителей, понимание местных трендов и форматов, которые могут быть востребованы именно здесь, - говорит директор по маркетингу крупного холдинга в сфере развлечений Илья Бараковских. Наиболее успешны многопрофильные компании, работающие по целому ряду направлений: кино, рестораны, бары, клубы, детские парки, развлекательные комплексы.

По словам экспертов, это позволяет минимизировать риски, ведь говорить о высокой рентабельности такого бизнеса в современных экономических условиях нельзя.Не сказать, что рынок развлечений Южного Урала сегодня переживает "тучные годы", как было, к примеру, в докризисное время. Подтверждением этому служит недавнее закрытие одного из крупных кинотеатров федеральной сети в Челябинске. По словам представителей компании, срок аренды помещения подошел к концу, договориться о взаимовыгодном сотрудничестве с арендодателями не удалось. Однако два кинотеатра этой же сети продолжают работать. Всего в Челябинске сегодня 6 крупных кинотеатров, то есть рынок весьма насыщен. По мнению Ильи Бараковских, потенциал развития индустрии развлечений не в мегаполисах, где все ниши уже заполнены, а в небольших муниципалитетах. Правда, там невелик и объем рынка ввиду нестабильных и сравнительно невысоких доходов населения.