Календарь поэзии: Какие темы для сочинений предлагали сто лет назад

Прогулка с сыном

...Красива ранняя прогулка,

Когда сентябрь зажёг костры.

Шаги в аллеях слышны гулко,

И камни гравия остры.

Мне мил осенний холод зрелый.

Иду я с мальчиком моим

По этим светлым, опустелым

Дорогам, влажно-золотым.

Лелея творческую скуку,

Мне хорошо без слов брести

И друга маленькую руку

В своей, уверенной, нести.

Наталья Крандиевская, 1914 г.

Крандиевской было двадцать шесть лет. Только вышла ее первая книга, благосклонно встреченная критикой. Она замужем за состоятельным и солидным человеком, растила сына - умного и серьезного мальчика. Все было так хорошо, что иногда ей становилось страшно.

Тем же летом 1914 года в петербургской типографии "Герольд" была отпечатана книга, на которую при ее выходе никто не обратил внимания. Это была хрестоматия, составленная псковским филологом и учителем В.И. Поповым, "для изучения теории словесности школьниками 4-х классов". Возможно, по такой учился потом и Федя, сын Крандиевской.

Если бы почтенного В.И. Попова спросили тогда, почему свою хрестоматию он назвал "Отблески", то он вряд ли бы ответил что-то определенное. Просто это было в духе времени: отблески, отсветы, отражения. Серебряный век, подобно тонированному стеклу, не давал разглядеть, что там, за ним. И только когда все рухнуло, стало ясно, почему "Отблески". В этой книжке таились горячие, подрагивающие отблески мирной жизни. Отблески от камина на стенах гостиной. Блики солнца на паркете. "Позабуду я не скоро // Бликов солнечную сеть. // В доме были полотёры, // Были с мамой разговоры, // Я хотела умереть..."

В предисловии к "Отблескам", датированном 1 мая 1914 года, Попов писал: "При выборе статей и стихотворений уделял наибольшее внимание тем образцам прозы и поэзии, которые должны благотворно влиять как на умственное развитие учащихся, так и на их бодрое, жизнерадостное чувство...".

Составитель стремился собрать под одной обложкой все, что способно отвлечь и утешить ребенка. Большая часть книги посвящена простым и вечным явлениям природы: тут проза Аксакова и Тургенева о русском лесе, стихи Тютчева о море, певучие и сладостные страницы Гоголя об украинской ночи, поэтические восторги Жуковского от озер Швеции и описание Рейнского водопада из Карамзина...

На двух последних страницах "Отблесков" - самое, мне кажется, любопытное: "Примерные темы для устных изложений и письменных сочинений". В этом учебном году сочинение возвращается в нашу школу, и, быть может, темы 1914 года еще пригодятся учителям. А если и не пригодятся, то разве не стоит просто подумать над ними с ребятами? Ведь в этих неброских темах - отблески тех, кто жил, страдал и любил сто лет назад.

Темы сочинений из хрестоматии "Отблески" (1914 г.):

Случай в моей жизни, когда я был доволен (или недоволен собою).

"Я зрю Его перед собою с толпою бедных рыбаков..." (одно из событий в жизни Иисуса Христа).

Борьба с самим собою (случай из личной жизни).

Мои мечты о будущем.

Кем бы я хотел быть, когда буду взрослым, и почему?

В дороге (из наблюдений за природой во время езды на лошадях, на пароходе или по железной дороге).

Мои школьные товарищи.

Жизнь для себя и жизнь для других

Пристань при отходе парохода.