В пятницу, 19 сентября, Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект "О внесении изменений в статьи 381 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". В соответствии с поправками участники ОЭЗ в Магаданской области получат налоговые льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу. В ближайшее время изменится и структура особых зон. Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" депутаты также рассмотрят на этой неделе. Если поправки будут приняты, ОЭЗ станут делиться по уровням: федеральные, региональные и портовые.
Пересмотр этих норм необходим, считают эксперты. "Исторически сложилось так, что ОЭЗ в Магаданской области (так же как и в Калининградской) была создана на основе отдельного федерального закона от 1999 года. Позднее, в 2005 году, был принят федеральный закон, который закреплял единый порядок создания и регулирования деятельности в ОЭЗ, но он не распространялся на Магаданскую область. Согласно специальному закону эта ОЭЗ создавалась на срок до конца 2014 года. "Сейчас в Госдуме рассматривается проект закона, который направлен на то, чтобы "обновить" правовой режим, действующий в этой зоне", - рассказал Игорь Шиков, руководитель налоговой практики АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры".
Этот режим будет доступен инвесторам, которые станут резидентами ОЭЗ по новым правилам, то есть после 1 января 2015 года. Для них предусмотрены льготы по налогу на имущество и земельному налогу. По мнению Игоря Шикова, настоящим стимулом для инвестиций такие льготы назвать сложно. Дело в том, что освобождение от налога на имущество предусмотрено только для тех объектов имущества, которые будут приобретаться или создаваться после признания инвестора резидентом, но не ранее 2015 года. Движимое имущество, включая оборудование, машины, офисную технику, которое приобретается после 1 января 2013 года, уже выведено из-под налогообложения по общему правилу. Преимущество новый режим в ОЭЗ дает только для недвижимого имущества при условии его целевого использования. "С учетом того, что территория ОЭЗ определена границами города Магадана, сфера применения такой льготы остается весьма узкой", - считает эксперт.
Кроме льгот в части налогообложения имущества и земли проект предусматривает, что "новые" резиденты ОЭЗ будут освобождены от налогов, зачисляемых в федеральный бюджет. Для "старых" резидентов новый режим оставляет только возможность получить освобождение от налога в части прибыли, инвестируемой в развитие производства и социальную сферу региона.
Сохраняя для Магаданской ОЭЗ специальное регулирование, законодатель одновременно обновляет общий закон от 2005 года, который устанавливает правовой режим для остальных зон. "В части налоговых льгот существенных изменений не предусмотрено. Запланированные изменения в Налоговом кодексе ограничиваются лишь тем, что терминология налогового закона приводится в соответствие с новым регулированием для ОЭЗ", - говорит Игорь Шиков.
Основное нововведение законопроекта - это разделение особых экономических зон на федеральные, региональные и портовые. "Федеральные ОЭЗ - это территории с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, а именно промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной или портовой. В федеральной ОЭЗ может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. На территории региональных зон могут создаваться промышленные (индустриальные) парки, технопарки, агропромышленные и туристические парки. Портовые ОЭЗ хоть и выделяются наравне с федеральными и региональными, но регулируются федеральным законодательством. К ним применяются нормы, касающиеся федеральных ОЭЗ, за одним исключением: на их территории можно осуществлять только портовую деятельность", - пояснила юрист отдела недвижимости и инвестиций адвокатского бюро "Плешаков, Ушкалов и партнеры" Юлия Зубакина.
Порядок создания и работы региональных ОЭЗ устанавливается региональными законами, в том числе список разрешенных и запрещенных видов деятельности, а также порядок предоставления резидентам земельных участков. Федеральным законом будут установлены только основы создания и функционирования региональных ОЭЗ. Кроме того, законопроектом предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам регионов, юридическим лицам, строящим инфраструктуру региональной ОЭЗ, ее резидентам, а также предоставление гарантий по кредитам резидентов и налоговые льготы.