Сергей Львович, неужели денег, которые отпускает бюджет на учеников, школам мало?
Сергей Менделевич: Это приличные деньги, все дело в их рациональном использовании. В образование сейчас вообще вкладывается много средств. И с этими деньгами стало легче обращаться: их можно направить на расширение возможностей дополнительного образования, а можно пустить на продленку. Теперь у школы есть возможность посчитать свои деньги и определиться с тем, что наиболее целесообразно. Так, например, стоимость пребывания одного ученика в группе продленного дня в течение года стоит для бюджета 18 с половиной тысяч рублей. Это при численности группы в 25 человек и зарплате педагога 30 тысяч рублей в месяц. Один час дополнительного образования этого ученика в кружке стоит 2 с половиной тысячи рублей в год.
Без продленки, на мой взгляд, школа до 5-го класса работать не может, но и предоставлять эту услугу по умолчанию бесплатно всем детям у школы возможностей нет. Впрочем, это и не нужно. Школы из топ-20, в том числе и мы, могут получить дополнительное финансирование, например, на кружковую работу. У нас в школе, допустим, около сотни разных кружков и секций по девяти направлениям. Сейчас потребность в продленке стабилизировалась, не могу сказать, что она стала нужнее, неработающих мам все-таки много.
Так в вашей школе продленка бесплатная или нет?
Сергей Менделевич: Бесплатная, у нас восемь групп продленного дня по 25 человек в каждой. Для этого надо иметь как минимум восемь ставок воспитателей и дать людям зарплату не менее 30 тысяч рублей. Зарплата сотрудников - еще не все расходы на продленку. Таким школам, как наша, у которых не одно здание, приходится думать еще и об обустройстве территории для прогулок. В одной из школ, которую присоединили к нам, есть прекрасный двор для прогулок с оборудованной площадкой, хорошим покрытием. А в другом здании мы большие средства вложили в благоустройство площадки для прогулок.
В продленке дети уроки делают?
Сергей Менделевич: Конечно, в этом-то и разница между продленкой и "присмотром и уходом". Задача воспитателя в группе (а у нас в этом качестве работают только дипломированные педагоги или психологи) - научить детей делать уроки, показать, как переключаться с одного предмета на другой, распланировать свое свободное время. Пребывание в продленке полезно детям еще и тем, что там нет телевизора и компьютера, там можно научиться играть со сверстниками и вообще успеть сделать все то, что не успел на переменах. Не только родители, но и дети любят продленку. Это прекрасная возможность для социализации и адаптации для детей мегаполиса, которым редко удается даже погулять в компании друзей во дворе.