Инспекторы Рособрнадзора проверят начальную школу

Рособрнадзор проверит качество преподавания в школах. Для этого во всех регионах России будет проведено три больших исследования: 28 октября 2014 года в 5-7 классах пройдет мониторинг качества математического образования, в апреле 2015 года будет изучаться начальная школа, а в октябре 2015 - качество преподавания информатики и ИКТ в 8-9 классах.

- В исследованиях качества математического образования будет задействовано не менее 45 000 участников, для которых разработают свыше 2000 заданий. Предполагается, что такое исследование поможет понять причины невысоких результатов ЕГЭ 2014 года, решить вопросы совершенствования преподавания математики в школе, выявить талантливых детей, - пояснили "РГ" в Рособрнадзоре.

В апреле при исследованиях по начальной школе  планируется участие 60 000 учеников из более чем 500 школ. Для них сейчас разрабатываются задания по трем предметам: математике, русскому языку, окружающему миру. Что касается информатики и ИКТ для 8 и 9 классов, то проверят не менее 45 000 школьников, для которых разработают 2000 заданий.

В Рособрнадзоре особо подчеркнули, что никто не станет оценивать школы или регионы по итогам мониторинга. Иными словами, если где-то ученики не выполнят ни одного задания, с работы не уволят ни директора школы, ни начальника управления образования.

- Нам надо понимать, какое качество образования у нас в начальной школе, в основной школе. Потому что, по большому счету, мы не можем судить о качестве, допустим, исторического образования только по результатам единого государственного экзамена, так как это предмет по выбору - пояснил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. - Поэтому с этого учебного года мы начинаем национальное исследование качества образования по уровням, по ступеням образования. Фактически, с точки зрения объективности, будет использована технология проведения ЕГЭ. 

Комментарий 

Галина Ковалева, заведующая отделом оценки качества образования Института методов содержания и обучения РАО:

- У нас нет полного представления о том, что происходит сейчас в школе. Нужен собственный мониторинг школьного образования. Пока что мы по своей инициативе и при поддержке регионов разработали тесты и методики для мониторинга начальной школы. В 15 регионах уже обследовали детей с первого по четвертый класс. Выяснилось, к примеру, что к третьему классу идет резкое падение результатов по математике потому, что резко меняется программа по этому предмету. Может быть, надо ее упростить? В физике, допустим, есть понятие "плотность", которое сложно усвоить в 7-8 классе. За границей  дают этот материал позднее. Еще выяснилось, что большинство российских родителей слишком требовательны к детям. Они ждут похвалы, а сами их подчас больше ругают, чем поддерживают. Между тем один из факторов эффективного обучения - поддерживающая среда. У нас слишком насыщенный учебный процесс, самые длинные каникулы и большой объем материала мы даем в сжатые сроки. Плюс к этому мы слишком поздно начинаем учить детей.

Максим Пратусевич, директор Президентского Физико-математического лицея N239, Санкт-Петербург:

- Это разумная инициатива, показывающая заинтересованность в получении картины того, что происходит в школе. Причем не только на этапе выпускных экзаменов в 9 и 11 классе, но и в процессе обучения. Важно, чтобы появились методические рекомендации по поводу того, какие типичные ошибки допущены и что надо делать учителю, чтобы улучшить качество преподавания. Необходим тщательный анализ условий обучения (выбранный учебник, количество часов, уровень класса), рекомендации по составлению учебных и рабочих программ по предмету. Радует позиция Рособрнадзора: проверка не будет нести карательных функций.