Дальневосточные регионы РФ находятся в приоритете у компаний Японии

Дальневосточный регион России активно расширяет "ассортимент" торговых и инвестиционных связей с Японией. Причем многие инициативы в этой сфере выдвинуты японской стороной.

Традиционно центром притяжения японского капитала стал российский Дальний Восток. Страна восходящего солнца входит в тройку самых крупных торговых партнеров. В прошлом году две трети всех японских инвестиций, вложенных в экономику России, поступили на Дальний Восток. Обе стороны заинтересованы и дальше развивать взаимную торговлю в АПК, лесо- и рыбопереработке, транспортной инфраструктуре, энергосбережении. "В ближайшие годы резко повысится спрос в Японии на жидкое водородное топливо, - рассказал "РГ" Рёдзо Миура, директор по развитию в сфере энергетики компании Kawasaki Heavy Industries, - в этом секторе вполне возможно взаимодействие в развитии этого производства в Дальневосточном регионе РФ". Кроме того, японский бизнес увеличит вложения в создание на Дальнем Востоке энергосберегающих технологий в энергетике и теплоснабжении. В частности, один их таких проектов предусматривается в г. Артём (Приморский край). Что касается совместных проектов в региональных особых экономических зонах, то многие японские и российские компании считают наиболее привлекательными условия в ОЭЗ в районе города-порта Советская Гавань (Хабаровский край).

В бассейне Японского моря наиболее предпочтительная сфера вложений - энергетика (см. карту). Напомним, что сотрудничество Сахалина с Японией в энергетике началось еще в середине 1920-х годов. Наряду с растущими поставками российского угля, а также СПГ в Японию с Сахалина, в перспективе возможны поставки и из Приморского края.

Впрочем, как отмечали участники форума, опыт Японии в глубокой нефтегазопереработке и в производстве современного добывающего оборудования может быть востребован и в других регионах РФ. Поскольку "вопросы геологоразведки и комплексного освоения нефтегазовых месторождений актуальны по всей России", уточнил "РГ" аналитик FIBO Group Богдан Заруцкий.

Бизнес-сообщество Японии в последнее время более активно предлагает увеличивать ввоз СПГ из России. По оценкам японских экспертов, во-первых, транспортные расходы при ввозе СПГ из России минимум вдвое меньше, в сравнении с основными его поставками из Океании, Юго-Восточной Азии или из региона Персидского Залива. Во-вторых, у поставок из РФ больший уровень политической надежности, в сравнении, например, с ввозом СПГ из ряда стран Арабского Востока.

Между тем сегодня инвесторы крайне заинтересованы в принятии закона о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), где будет действовать особый налоговый режим. Как сообщили в министерстве по развитию Дальнего Востока, ряд таких крупнейших японских компаний, как Kawasaki Corporation, Hitachi, Mitsubishi Corporation, Mitsui, уже высказали заинтересованность к проектам на Дальнем Востоке в рамках ТОСЭР. И даже есть договоренность предоставления связанных кредитов резидентам особых экономических зон с японским банком международного сотрудничества JBIC. "Мы планируем, что там будет действовать особый режим землепользования, льготные ставки арендной платы, льготы по налогам и страховым платежам, особый режим госконтроля и муниципального контроля, льготное подключение объектов инфраструктуры, - пояснил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Так,резиденты ТОР освобождаются от налога на добавленную стоимость. Для них общая налоговая нагрузка составит 12,2%.


Нажмите, чтобы увеличить