Александр Шульгин, композитор:
Глобальная экономика диктует свои законы. Все границы потихоньку исчезают, планета становится экономическим целым. Жить, как вчера, уже сложно, а как жить завтра совсем непонятно. Мы живем в такой период, когда мир все больше похож на деревенский рынок, где все друг у друга что-то покупают. И конечно, страна такого масштаба, как Россия, не может позволить себе избежать этой "деревенской" участи.
Примечательно, что почти все мы можем производить сами, но, как показывает практика, выгоднее все же покупать у других. Это хорошо видно на примере скандинавской рыбы, которую бывшие викинги наловчились производить (ее не ловят, а выращивают) в поражающих масштабах. И, конечно, качество у этой рыбы тоже поражает. Мы тоже можем производить лосось, но не в таком количестве.
Как бы банально это ни прозвучало, но политики, в свою очередь, часто используют такие выгодные экономические расклады в своих целях. Так недавно взаимно введенные меры привели наших и зарубежных предпринимателей в некоторый ступор. Однако в мире бизнеса совсем невыгодно стоять с открытым ртом, и, понятное дело, в ход пошли различные уловки. Наши и зарубежные предприниматели охотно используют различные союзы и объединения только лишь с целью заработать. С одной стороны, не все назовут такой подход патриотичным. Но с другой - выбора-то практически и нет.
Во-первых, главная задача предпринимателя - увеличение капитала. Не будет прибыли, незачем тогда заниматься бизнесом. К тому же предприниматель - это не только яхты, спортивные машины и особняки. Бизнесмен - это в первую очередь налоги и предоставляемые им рабочие места. Во-вторых, в вышеупомянутых ухищрениях принимают участие не только бизнес-акулы. Возможно, политические меры, принятые как нами, так и другими странами, в глобальную эпоху просто не могут работать так, как работали раньше. В-третьих, различные предпринимательские уловки всегда были моментом прогресса, ведь уловки, на которые приходится идти бизнесменам, - проявление предпринимательского творчества. Выживает не только сильнейший, но и умнейший. Обычно подобные предпринимательские ухищрения прочно входят в обиход. Правда, грань между мошенничеством и ухищрениями очень тонкая. Поэтому, конечно, за бизнесменами нужен глаз да глаз.
Впрочем, повторюсь, при желании мы можем все производить сами. На Соловках, говорят, когда-то успешно выращивали дыни с арбузами. Думаю, такой вариант не стоит исключать и, возможно, даже потихоньку к нему готовиться. Но пока лучше наслаждаться возможностью контактировать с миром в более выгодных формах.