За развитие моногородов будет отвечать специальный фонд

Наконец создана специальная структура, которая будет отвечать за проблемные монопрофильные города. Фонд развития моногородов займется созданием инфраструктуры для запуска новых проектов. Эта информация была опубликована на сайте кабмина.

По словам помощника президента Андрея Белоусова, Фонд развития моногородов (ФРМ) будет работать под эгидой ВЭБа. Из федерального бюджета на реализацию инвестиционных проектов в моногородах РФ в 2015-2017 годах будет выделено почти 25 млрд рублей. Также сообщается, что фонд будет создан в виде некоммерческой организации, в которую Внешэкономбанк внесет стартовый имущественный взнос - 16,4 млн руб. Уже известна и кандидатура главы ФРМ - это депутат Заксобрания Пермского края Дмитрий Скриванов. Скорее всего, он будет утвержден 25 сентября на ближайшем заседании наблюдательного совета ВЭБа.

Помощь проблемным монопрофильным территориям будет предоставляться на следующих условиях: до 90% финансирования готов предоставлять фонд при условии, если оставшиеся 10% выделит региональный или муниципальный бюджет. Кроме того, ФРМ собирается готовить документацию для инвестпроектов, а также займется обучением управленческих команд. ФРМ может начать операционную деятельность уже в октябре.

На сайте кабмина сообщалось, ФРМ будет выполнять роль проектного офиса по реализации инвестиционных проектов в моногородах. Как пояснил "РГБ" директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов, на практике это означает, что фонд будет собирать заявки, обрабатывать, систематизировать, а затем "выкатывать" готовые проекты, под которые можно выделять финансовые ресурсы в конкретных городах. По его словам, минэкономразвития совместно с ВЭБ определили перечень из 70 моногородов, которые требуют наибольшего участия государства.

- Комплекс мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности - не первая попытка правительства решить проблему моногородов и улучшить социально-экономическое положение их жителей, - рассказал "РГБ" юрист Национальной юридической службы Игорь Царенко. - Деньги уже выделяли немалые, однако предыдущие "пробы пера" провалились. Большинство моногородов не были готовы к освоению бюджетных средств, потому что местным властям не удавалось подготовить качественные инвестпроекты по диверсификации своей экономики. Одна из основных причин парадоксальна - отсутствие у администрации города собственных средств для разработки проекта.

По словам эксперта, основной недостаток идеи фонда в том, что разные проблемы пытаются решить по одному шаблону. Необходимо найти индивидуальный подход к каждой социально-экономической модели моногорода. "ФРМ должен изучать сложившуюся ситуацию, подсказывать план развития во взаимодействии с местными властями, помогать кадровыми, информационными и финансовыми ресурсами, - считает Игорь Царенко. - Эффективной помощью будет составление качественной и квалифицированной заявки на получение бюджетных средств. Исполнение инвестпроектов логично возложить на местные власти. Например, в Канаде в свое время именно региональные власти занимались ревитализацией депрессивных районов. Местная администрация выкупала жилье и продавала его по льготной цене тем, кто хотел переселиться в моногород и был готов открыть в нем недостающий в инфраструктуре бизнес".

- Фонд развития моногородов должен обеспечить инвестиционный поток и механизм отбора проектов инвестиционного развития. В качестве способа решения проблемы была обозначена диверсификация экономики моногородов, - рассказал "РГБ" консультант "Нексиа Пачоли Консалтинг" Андрей Солодовников. - Диверсификация должна обеспечить расширение номенклатуры и конкурентоспособности продукции или услуг, предоставляемых местными предприятиями и учреждениями, повысить уровень кооперации с другими предприятиями. Для этого как минимум необходимо повышение объема инвестиционных потоков на территорию моногородов.

Фонд будет создан в виде некоммерческой организации, в которую Внешэкономбанк внесет стартовый имущественный взнос - 16,4 млн руб

По словам эксперта, в мировой практике известны два основных пути решения проблемы моногородов. Американский - миграция жителей в другие места, где есть работа. Город сжимается в размерах, но при этом сохраняет свои функции. И европейский вариант - когда государство осуществляет санацию территорий. Между тем в России очень много объективно сдерживающих факторов: узкая специализация кадров, территориальная удаленность, нехватка жилья, низкая мобильность населения и другие, поэтому вряд ли у нас сработает уже готовый зарубежный рецепт решения проблемы монопрофильных городов.

Напомним, в конце июля этого года правительство РФ утвердило обновленный список моногородов, куда вошли 313 муниципальных образований, разделенных на три категории в зависимости от сложности в них социально-экономической ситуации. Наиболее проблемная - "красная зона", к которой относятся монопрофильные муниципальные образования с наиболее сложным социально-экономическим положением. Так, к примеру, в Карелии из 11 моногородов 5 находятся в "красной зоне", на которую будет обращено особое внимание федерального центра. По словам руководителя рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции Ирины Макиевой, число моногородов, включенных в "красную зону", не будет уменьшаться даже в случае, если ситуация в каком-либо моногороде кардинально изменится в лучшую сторону. Всем моногородам, оказавшимся в особой группе, дадут возможность реализовать все намеченные инвестиционные проекты. По словам замглавы Карелии Валентина Чмиля, это только на руку региону. "С одной стороны, это стабильность поддержки федерального центра, с другой - постоянный контроль за этой территорией", - считает он.