По словам помощника президента Андрея Белоусова, Фонд развития моногородов (ФРМ) будет работать под эгидой ВЭБа. Из федерального бюджета на реализацию инвестиционных проектов в моногородах РФ в 2015-2017 годах будет выделено почти 25 млрд рублей. Также сообщается, что фонд будет создан в виде некоммерческой организации, в которую Внешэкономбанк внесет стартовый имущественный взнос - 16,4 млн руб. Уже известна и кандидатура главы ФРМ - это депутат Заксобрания Пермского края Дмитрий Скриванов. Скорее всего, он будет утвержден 25 сентября на ближайшем заседании наблюдательного совета ВЭБа.
Помощь проблемным монопрофильным территориям будет предоставляться на следующих условиях: до 90% финансирования готов предоставлять фонд при условии, если оставшиеся 10% выделит региональный или муниципальный бюджет. Кроме того, ФРМ собирается готовить документацию для инвестпроектов, а также займется обучением управленческих команд. ФРМ может начать операционную деятельность уже в октябре.
На сайте кабмина сообщалось, ФРМ будет выполнять роль проектного офиса по реализации инвестиционных проектов в моногородах. Как пояснил "РГБ" директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов, на практике это означает, что фонд будет собирать заявки, обрабатывать, систематизировать, а затем "выкатывать" готовые проекты, под которые можно выделять финансовые ресурсы в конкретных городах. По его словам, минэкономразвития совместно с ВЭБ определили перечень из 70 моногородов, которые требуют наибольшего участия государства.
- Комплекс мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности - не первая попытка правительства решить проблему моногородов и улучшить социально-экономическое положение их жителей, - рассказал "РГБ" юрист Национальной юридической службы Игорь Царенко. - Деньги уже выделяли немалые, однако предыдущие "пробы пера" провалились. Большинство моногородов не были готовы к освоению бюджетных средств, потому что местным властям не удавалось подготовить качественные инвестпроекты по диверсификации своей экономики. Одна из основных причин парадоксальна - отсутствие у администрации города собственных средств для разработки проекта.
По словам эксперта, основной недостаток идеи фонда в том, что разные проблемы пытаются решить по одному шаблону. Необходимо найти индивидуальный подход к каждой социально-экономической модели моногорода. "ФРМ должен изучать сложившуюся ситуацию, подсказывать план развития во взаимодействии с местными властями, помогать кадровыми, информационными и финансовыми ресурсами, - считает Игорь Царенко. - Эффективной помощью будет составление качественной и квалифицированной заявки на получение бюджетных средств. Исполнение инвестпроектов логично возложить на местные власти. Например, в Канаде в свое время именно региональные власти занимались ревитализацией депрессивных районов. Местная администрация выкупала жилье и продавала его по льготной цене тем, кто хотел переселиться в моногород и был готов открыть в нем недостающий в инфраструктуре бизнес".
- Фонд развития моногородов должен обеспечить инвестиционный поток и механизм отбора проектов инвестиционного развития. В качестве способа решения проблемы была обозначена диверсификация экономики моногородов, - рассказал "РГБ" консультант "Нексиа Пачоли Консалтинг" Андрей Солодовников. - Диверсификация должна обеспечить расширение номенклатуры и конкурентоспособности продукции или услуг, предоставляемых местными предприятиями и учреждениями, повысить уровень кооперации с другими предприятиями. Для этого как минимум необходимо повышение объема инвестиционных потоков на территорию моногородов.
По словам эксперта, в мировой практике известны два основных пути решения проблемы моногородов. Американский - миграция жителей в другие места, где есть работа. Город сжимается в размерах, но при этом сохраняет свои функции. И европейский вариант - когда государство осуществляет санацию территорий. Между тем в России очень много объективно сдерживающих факторов: узкая специализация кадров, территориальная удаленность, нехватка жилья, низкая мобильность населения и другие, поэтому вряд ли у нас сработает уже готовый зарубежный рецепт решения проблемы монопрофильных городов.
Напомним, в конце июля этого года правительство РФ утвердило обновленный список моногородов, куда вошли 313 муниципальных образований, разделенных на три категории в зависимости от сложности в них социально-экономической ситуации. Наиболее проблемная - "красная зона", к которой относятся монопрофильные муниципальные образования с наиболее сложным социально-экономическим положением. Так, к примеру, в Карелии из 11 моногородов 5 находятся в "красной зоне", на которую будет обращено особое внимание федерального центра. По словам руководителя рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции Ирины Макиевой, число моногородов, включенных в "красную зону", не будет уменьшаться даже в случае, если ситуация в каком-либо моногороде кардинально изменится в лучшую сторону. Всем моногородам, оказавшимся в особой группе, дадут возможность реализовать все намеченные инвестиционные проекты. По словам замглавы Карелии Валентина Чмиля, это только на руку региону. "С одной стороны, это стабильность поддержки федерального центра, с другой - постоянный контроль за этой территорией", - считает он.