Насколько вписывается предлагаемая властью пенсионная модель в общую стратегию социально-экономического развития России, насколько она увязана с современными проблемами государства и общества и насколько эффективно она будет способна решать возложенные на нее социальные задачи и способствовать солидарности общества и развитию человеческого капитала?
Казалось бы, вопрос понятен и должен быть включен во внеочередную повестку дня государства и общества, законодательной и исполнительной власти и без промедления решен в результате их совместной деятельности по выработке приемлемых решений как по сближению различных позиций пенсионного сообщества (профсоюзов, работодателей, управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, профессиональных экспертов, законодательных и исполнительных органов власти всех уровней), так и по формированию продуктивного пенсионного законодательства и государственных гарантий исполнения пенсионных прав граждан.
Следует отметить, что в последние годы в открытом режиме дискуссий такое взаимодействие постоянно осуществлялось в формате дискуссий и в Общественной палате страны, и на площадках РСПП и ФНПР, Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений при президенте России, в формате международных и общероссийских конференций, "круглых столов" и т.д. И, как показывают эти дискуссии, почти всегда в центре внимания были вопросы по накопительной части пенсии. На сегодняшний день правительство приняло повторное решение по неправомерному изъятию пенсионных накоплений граждан России, которые решили сохранить свои отчисления в накопительной части трудовой пенсии.
Национальная пенсионная ассоциация, которая продолжает настаивать на ранее озвученных позициях гражданского общества при обсуждениях на всех вышеперечисленных дискуссионных площадках, по-прежнему предлагает пенсионную реформу приостановить и продолжить ее обсуждение. Высокая социальная значимость этой темы подчеркивает необходимость продления сроков общественного обсуждения по проблеме накопительной составляющей и мало кому понятных новых правил начисления пенсий и необоснованных экономических расчетов при введении пенсионных коэффициентов и баллов, сделать обсуждаемые тезисы по сути доступными для понимания граждан, разъяснить все последствия и риски, которые она в себе несет.
Вспомним по определению, что пенсионная политика - неотъемлемая часть социальной политики и для ее осуществления и понимания целей социального государства и социальной безопасности граждан требуется стратегическое начало, но, к сожалению, нынешняя пенсионная реформа отличается внезапностью и быстрой сменой правил игры, где долгосрочные технологии заменены краткосрочными решениями, не принимающими во внимание все риски и последствия, которые они в себе несут. Ведь когда мы говорим о пенсии в понимании общества, то речь идет о создании необходимых качественных условий жизни неработающего населения, не забывая при этом об их социальных правах, как и о конституционной ответственности государства за осуществление этих прав, как и о том, что развитие личностного капитала не заканчивается с выходом на пенсию.
Мы понимаем, что, безусловно, есть несколько объективных факторов, которые делают проблему пенсионного обеспечения уязвимой. В первую очередь на что, собственно, неоднократно обращалось наше особое внимание, это национальные демографические тенденции, обозначившие в России демографическую асимметрию между поколениями, что в условиях рыночных механизмов напрямую сказывается во всех сферах общества, в моделях социально-экономического развития, изменяя также возрастную, профессиональную и социальную структуры общества и выявляя новые риски для развития. Как считают эксперты, в мировом масштабе темпы роста пожилого населения более 2,5 процента в год, в то время как темпы роста населения в целом немногим более одного процента. Фактор старения населения признанный в мире вызов, и нельзя не заметить, что существующая в нашей стране распределительная пенсионная система без накопительной составляющей не может в полной мере учитывать эту особенность, более того, что не менее важно, создает почву для безынициативного поведения людей и уходит в сторону от стратегического целеполагания - развития человеческого потенциала будущих пенсионеров. Пенсионная система России состоит из двух взаимодействующих частей: распределительной и накопительной, и, видимо, следует предположить, в силу сложившихся обстоятельств так она и должна существовать.
Распределительные механизмы пенсионного обеспечения в первую очередь исторически определились в связи с рабочими профессиями, с физическим характером труда, в то время как современное состояние рынка труда испытывает большое влияние изменившегося характера труда, влияние компьютерных и телекоммуникационных технологий, всемирных глобальных характеристик, вызовов, рисков и диспропорций современной цивилизации. Учитывает ли распределительная система все эти новые особенности глобального мира и специфику развития страны? Можно ли ломать накопительную пенсионную систему, даже если обозначились трудности с бюджетом, и путать стратегические, сущностные решения с тактическими особенно в такой сложный период, когда особенно важны не только бюджетные проблемы, но и доверие, и состояние гражданского общества в целом, ментальность активности и образа мышления людей, а также возможности накопительной системы как внутреннего инвестора для долгосрочных инвестиций в инфраструктурные проекты и экономический рост страны? К слову сказать, российский финансовый рынок и его участники к этому готовы.
Безусловно, встают вопросы в первую очередь обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы, доходности, сохранности и возвратности пенсионных накоплений граждан, определения их права собственности и наследования на эти накопления, создания корпоративных пенсионных систем и государственных гарантийных фондов, и что, пожалуй, самое главное - вопрос сохранения и повышения доверия населения к власти и к социальной политике, которую она проводит. Потому что в любой стране это доверие связано с обеспечением национальной безопасности страны и солидарности общества.
Все эти вопросы сфокусированы в сфере обеспечения пенсионных прав граждан. Могут ли предлагаемые столь поспешные непродуманные и необсужденные решения повлиять на повышение доверия граждан в сфере, где население на сегодняшний день не обладает достаточной финансовой грамотностью и не может до конца разобраться в сложной бухгалтерской терминологии концепций, которая постоянно меняет свой вектор и аргументацию, тем самым возбуждая общество и нанося непоправимый ущерб имиджу нашей социальной политики.
В этой связи встает вопрос, является ли очередное замораживание выплаты денег негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям, предложения по переводу рынка негосударственного пенсионного страхования в добровольный формат единственным выходом из создавшейся непростой экономической ситуации и проблемного бюджета страны? И если сохранность, возвратность и доходность так же, как необходимость повышения коэффициента замещения трудовой пенсии до уровня 40 процентов, являются главными задачами пенсионной системы России, то технология их достижения не есть отказ от принципа, сориентированного на стратегические возможности использования "длинных пенсионных денег" накопительного пенсионного образования. Скорее наоборот. Во всяком случае это вопрос, достойный дополнительного осмысления профессиональных расчетов экономического обеспечения и согласованных решений, затрагивающих все стороны общества.
Управление пенсионными накоплениями одно из самых социально ответственных направлений взаимодействия государства и бизнеса, и, может быть, для более эффективного управления бизнесом с учетом задачи формирования внутреннего инвестора необходимо передать функцию по рассмотрению инвестиционных инфраструктурных проектов РФПИ, тем более что на прошедшем в Сочи инвестиционном форуме руководитель РФПИ поддержал возможность инвестирования пенсионных накоплений в инфраструктуру страны.
К этому можно добавить, что страхователем по обязательному пенсионному страхованию должен стать не работодатель, а работник. Понятийное единообразие, прозрачность и технологичность исполнения норм за счет системного решения взаимосвязанных проблем - это и есть стратегия целеполагания, на которой и должна быть построена социальная политика, решающая проблемы повышения качества жизни и сохраняющая смысл развития страны.
И в этих условиях накопительная система легко превращается в серьезный, я бы сказала, стратегический внутренний резерв развития, который найдет свое место в инфраструктурных проектах, в региональных накопительных системах и других важных направлениях развития. Во всяком случае нельзя игнорировать сложившуюся точку зрения о том, что новая пенсионная реформа должна использовать накопительные механизмы для реального улучшения пенсионного обеспечения граждан и эти шаги не должны осуществляться за счет индексации или конфискации (как непрофессиональное латание дыр), а прежде всего за счет системного решения взаимосвязанных социальных проблем, с учетом всех ранее сформированных государством пенсионных обязательств и стратегических задач его развития. И, безусловно, есть смысл выполнить рекомендации общества о том, что в системе государственного управления должны быть заложены столь необходимые контрольные функции власти и общества за пенсионной сферой, с тем, чтобы улучшить эффективность использования пенсионных денег, повысить уровень жизни граждан в стране до характеристик социальной безопасности и нравственного порядка.
Понимая сложность и социальную значимость данной темы, Национальная пенсионная ассоциация будет просить президента Российской Федерации В.В. Путина содействовать продлению сроков общественного обсуждения и подготовки новой концепции и программы пенсионного обеспечения. А также рассмотреть возможность образовать при президенте России Совет по программе развития пенсионной системы страны на долгосрочную перспективу.