Михаил Абызов: Инновации стали "фишкой" российской экономики

В России становится все больше и больше компаний, занимающихся высокотехнологичной деятельностью. И есть хороший шанс, что со временем отечественная экономика окончательно перейдет с "ресурсных" на инновационные рельсы.

О том, как этого добиться, и что предлагает Экспертный совет при правительстве РФ, рассказал в интервью "Российской газете" министр Российской Федерации по делам Открытого правительства Михаил Абызов.

Михаил Анатольевич, на Сочинском форуме говорилось, что строительство и реконструкцию ЦКАДа, БАМа и Транссиба профинансируют из Фонда национального благосостояния. Эксперты Открытого правительства работали над их аудитом. Каковы его итоги?

Абызов: Инициатива по реализации мегапроектов - ЦКАДа, БАМа, Транссиба - впервые прозвучала в 2013 году. И была озвучена Президентом России Владимиром Путиным в ходе Петербургского экономического форума.

После чего лишь за год экспертами пройден путь от идеи до практической реализации. Разработана не только проектная документация по строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги, но и проводятся открытые конкурсы. Все проходит в беспрецедентно открытом режиме с участием экспертов, общественных контролеров, СМИ.

Государство при проведении открытых конкурсные процедур по первой секции сэкономило по различным статьям от 9 до 16 процентов. При начальной стоимости строительства первого пускового комплекса в размере 52,393 миллиарда рублей  в целом обеспечено общее снижение стоимости строительства и эксплуатации на 9,6 процента, а это почти 7,183 миллиарда рублей.

На строительстве сэкономлено 3,5 миллиарда, на расходах, связанных с обеспечением доходности и возврата инвестиций исполнителя соглашения, - 2,36 миллиарда рублей (а это 16,1процента), на эксплуатационных расходах - на 1,311 миллиарда рублей, или на 9,2 процента.

Уверен, что в таком же формате будут проводиться и другие конкурсы, благо опыт уже есть. По пятому лоту этот опыт активно используется при проведении ТЦА, параллельно эксперты участвовали в доработке конкурсной документации - небольшие, но необходимые уточнения внесены в методику подсчета баллов участников конкурса. Также предложено разрешить участвовать в конкурсах "дочкам" головных компаний.

Это должно только повысить прозрачность конкурсных процедур. Широкая "поляна" отдана общественным контролерам - они объединяются в комитет и будут участвовать в обсуждении волнующих граждан проблем: от строительства до экологических аспектов.

Такой общественный комитет создан в виде рабочей группы при Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства, в его работу на разных этапах могут быть вовлечены заинтересованные организации или гражданские активисты.

Также большую проектную работу уже провели по расширению БАМа и Транссиба. Проект предусматривал увеличение пропускной способности Восточного полигона с примерно 55-58 миллионов тонн до 110 миллионов тонн.

Но в результате проведенного независимого аудита решено увеличить пропускную способность на 75 миллионов тонн - с 55 миллионов тонн до 130 миллионов тонн. По оценкам экспертов, это позволит государству сэкономить около 100 миллиардов рублей.

Мегапроекты направлены на развитие всей экономики России, они имеют мультипликативный эффект, являются точками роста. Не нужно говорить, насколько необходимы России современные транспортные коридоры, позволяющие раскрыть транзитный потенциал страны.

Уже на стадии подготовки к строительству лишь первой очереди ЦКАД Московская область начала получать заявки от инвесторов на реализацию инвестпроектов в зоне, тяготеющей к дороге.

Мы уже приступили к строительству первой очереди ЦКАД. И в ближайшее время, до конца года, стоит задача: подготовить и подписать контракты еще как минимум по одной секции ЦКАД. А в следующем году - начать работы по всем четырем участкам. Это позволит существенно улучшить транспортную инфраструктуру вокруг Москвы, разгрузить дороги мегаполиса от большегрузных автомобилей, переориентировать их для использования гражданами, перестать использовать Москву и МКАД как транзитную дорожную сетку для перевозки грузов между Северо-Западной частью России и, например, Югом.

К мегастройкам приковано внимание. А в это время где-то далеко от Москвы строятся не такие крупные объекты, там присмотр есть?

Абызов: Мы считаем, что мегапроекты невозможно реализовывать без проведения публичных процедур технологического и ценового аудита. С одной стороны, это позволяет полностью обеспечить прозрачность расходования государственных средств для налогоплательщиков, для бизнеса.

А с другой стороны, аудит позволяет существенно оптимизировать технические решения и затраты на проведение и реализацию этих государственных инвестиций. И мы именно в таком формате будем реализовывать и другие участки ЦКАД, и БАМ, и Транссиб.

Кроме того, Экспертный совет проанализировал отчеты по ТЦА других инвестпроектов крупных компаний.

На основе этого опыта разработана "дорожная карта" поэтапного внедрения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий, регулируемых организаций в сфере электроэнергетики и проектов с государственным участием. То есть "дорожная карта" предполагает системное и комплексное распространение механизма ТЦА.

Как сделать инновации главной фишкой нашей экономики? И что экспертный совет при правительстве предлагает сделать для улучшения бизнес-климата в регионах и привлечения туда инвестиций?

Абызов: За семь лет реализации проекта по построению инновационной экономики накоплен глобальный опыт.

Мы начали реализовывать масштабный проект "Сколково", мы создали целую структуру инновационных институтов. И эта работа, которая была проведена, позволила реализовывать инновационные инвестиции не только в Москве, но и в различных регионах РФ. Есть успешные проекты в Томске, на Дальнем Востоке.

Целями политики государства в сфере инноваций, по мнению экспертов, должны стать повышение конкурентоспособности, создание условий для реализации человеческого потенциала граждан, рост экспорта инновационной продукции, экономическое развитие регионов за счет "умной" специализации, повышение качества жизни за счет внедрения инноваций в социальную сферу.

Наиболее инновационноемкая отрасль в мире - здравоохранение! В Израиле инновационные отрасли обеспечивают до 46 процентов ВВП. А в России количество ученых сократилось с 886 тысяч человек в 2001 году до 735 тысяч человек в 2011 году.

Экспертный совет предложил реализовать национальный проект "Инновации 2.0". Среди конкретных мер, предложенных экспертами: реализация 5-7 межотраслевых проектов национального масштаба с мультипликативным эффектом на основе ГЧП; пересмотр программ инновационного развития госкомпаний с учетом приоритетов инновационного развития; инвестирование накопительной и резервной частей пенсионных средств (до 1 процента) в инновационные проекты; внедрение системы открытых данных и обеспечение публичности базы данных НИОКР; отделение от федеральных органов исполнительной власти функций инвестора НИОКР и другие.

Работа находится только в начале пути. Мы разделили работу на проекты. Один из них - включение "инновационной" составляющей в госпрограммы. Для этого должны быть внесены поправки в НПА, регулирующие вопросы формирования, реализации и оценки госпрограмм.

Одним из направлений повышения спроса на инновации являются закупки, в том числе компаний с госучастием. Готовятся предложения о повышении требований квотирования закупок российской инновационной продукции госорганами и госкомпаниями (не менее 5 процента от заказа) и разрабатываются принципы закупки "результата" конечных инновационных услуг при реализации крупных инвестиционных и инфраструктурных госпроектов.

Согласно поручению премьер-министра Дмитрия Медведева, Минэкономразвития и институты развития должны будут ежегодно проводить независимую оценку исполнения программ инновационного развития госкомпаний.

В целом можно сказать что то, что вы назвали "фишкой", сегодня уже имеет место. Заниматься инновациями еще пока трудно, но уже модно.

Уже второй год подряд проводим  стартап-тур, в рамках которого наши коллеги из Сколково проводят по всей России такие стартап-тренинги и встречи с молодыми инноваторами, лучшие из которых потом в Москве презентуют свои проекты и получают соответствующее финансирование.

Вот эта мода на инновации, спрос со стороны государства на инновационную политику и формирует тот дух, атмосферу, которая позволяет сделать инновации "фишкой" - модной для молодых инвесторов и предпринимателей, которые ищут реализацию себя в нужных для нашей экономики инновационных проектах.

А нет ли настроения у инвесторов, что мы отстали безнадежно в области высоких технологий и инноваций?

Абызов: У нас есть феноменальные примеры того, каким образом в России реализуются проекты, которые потом завоевывают мир.

Вы посмотрите - лаборатория Касперского, которая стала международным проектом, реализующим свои продукты не только в России, но и по всему миру. Яндекс - один из интернет-лидеров, который успешно в РФ конкурирует с международными компаниями и продвигает свои продукты в США. Примеров еще много.

В части, например, интернет-технологий и инновационных продуктов у нас на сегодняшний день "бум". И я считаю, что здесь наше отставание незначительно. Наши программисты делают действительно хорошие,  качественные  и конкурентные продукты.

Есть отличные наработки в области материаловедения. Там, к сожалению, сохраняется некоторое отставание, но мы не стоим на месте и все время движемся вперед. Государство инвестирует в это серьезные ресурсы.

Институты инновационного развития делают акцент именно на тех технологиях, которые востребованы в России. И сейчас самый большой спрос на инновации - со стороны государства!

И мы уверены,  что на плечах этого спроса первичных государственных инвестиций, появятся такие конкурентоспособные продукты, которые потом будут реализованы на международном уровне.

А можно оценить, насколько мешают инвестированию в экономику бюрократические проволочки? Как еще можно улучшить открытость госорганов и прозрачность правил игры для бизнеса?

Абызов: Этому была посвящена серьезная масштабная работа в течение последних двух лет, связанная с реализацией правительством плана по национальной предпринимательской инициативе, к которой мы приняли "дорожные карты".

Основная цель - снизить бюрократические барьеры для бизнеса. Мы это делали совместно с нашими бизнес-объединениями и Агентством стратегических инициатив.
Надо сказать, что это уже позволило России существенно продвинуться в рейтинге "Doing Business", что характеризует изменение ситуации к лучшему.

Но надо отметить, что работа по сокращению барьеров пока не закончена. "Дорожные карты" будут реализовываться и  в следующем году.

Здесь не надо ставить какую-то точку. И я уверен, что эта работа позволит не только серьезно сократить бюрократические барьеры и повысить конкурентоспособность экономики, но и еще и получить дополнительные показатели по росту ВВП.

А бизнес все время жалуется, что задыхается от проверок…

Абызов: В правительстве ведется большая работа по пересмотру всей системы государственного контроля и надзора, подготовлен проект концепции соответствующего федерального закона, который активно обсуждается с экспертным сообществом.

Главный вывод экспертов: в целом представленная концепция представляет собой рамочную конструкцию, наполнение которой требует значительной конкретизации.
Концепция законопроекта декларирует цели построения прозрачной, доверительной и действенной системы взаимоотношений власти, граждан и бизнеса, а также снижения избыточного давления на бизнес. Данный приоритет не вызывает сомнений.

Однако, по мнению экспертов, основная проблема концепции состоит в том, что приоритеты в ней расставлены  исходя из потребности государства в упорядочивании контрольно-надзорной деятельности. В то время как потребности других ключевых заказчиков контрольно-надзорной деятельности, а именно граждан (потребителей) и бизнеса, не формулируются и не получают достаточного внимания.

Есть ряд вопросов, требующих уточнения и конкретизации. Например, неясна перспективная архитектура нормативно-правовой базы по государственному контролю и надзору.

Важно уточнить, относятся ли к сфере реализации концепции виды государственного контроля (надзора), на которые не распространяется действие федерального закона 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)". Предусматривается ли ревизия КоАП и ФЗ-294, на предмет выявления "лазеек" для органов контроля и надзора? Отраслевое регулирование должно быть подчинено ФЗ "О госконтроле", или заменено другими актами?

Такая неопределенность и пугает, какое-то нагромождение законов…

Абызов: Именно поэтому в первую очередь следует уточнить различие между понятиями "контроль" и "надзор" - это хотели бы видеть все без исключения эксперты, к которым мы обращались.

В Концепции декларируется, что законопроект должен предусматривать установление единых принципов выбора санкций за нарушения.

Какими должны быть эти принципы? В Концепции описывается, что нужно сделать для внедрения риск-ориентированного подхода, однако не раскрыты контуры будущей системы управления на основе риска. Таким образом, формирование новой системы управления отдается на откуп самим контрольным органам.

Нужно поддержать зафиксированный в Концепции принцип "правомерности проведения контрольно-надзорных мероприятий только по опубликованным обязательным требованиям".

Недостаточное внимание, по мнению экспертов, уделено профилактике правонарушений.

По оценке ряда экспертов, 94 процента предпринимателей просто не знают всех тонкостей госрегулирования! У нас примерно в 150 федеральных законах так или иначе упоминаются отдельные виды контроля и надзора. Принято около 200 только подзаконных актов, которые связаны с процедурами его осуществления. Порядка 60 видов контрольно-надзорной деятельности выведены из-под действия 294-го закона.

Эксперты также указали не необходимость развития негосударственных форм контроля. Концепция не дает представления о системе государственного администрирования контрольно-надзорной деятельности.

Неясно, предусматривается ли изменение структуры контрольных органов и перераспределение полномочий между уровнями власти для реализации реформы.