ВДВ в Рязани раскрыли тайну десантирования в БМД

Первый в мире музей воздушно-десантных войск открыл обновленную экспозицию с рассказом об истории парашютного спорта и секретах успешного десантирования людей внутри боевых машин десанта четвертого поколения БМД-4М.

С 24 по 26 сентября в Рязани прошел фестиваль "Российской газеты", одним из этапов которого стало посещение музея ВДВ, размещенного в бывшем корпусе Рязанской духовной семинарии начала XIX века.

В военные годы под сводчатыми потолками старинного особняка располагался госпиталь, а 1972 году по инициативе командующего ВДВ генерала Маргелова здесь открылся музей, посвященный элитным войскам. Датой создания ВДВ считается 2 августа 1930 года, когда 12 военных летчиков одновременно прыгнули с парашютом и удачно приземлились, сохранив при этом личное оружие. Уже через несколько лет количество тренированных военных парашютистов в нашей стране превысило 50 тысяч человек, которые составили элиту вооруженных сил.

Первый в мире ранец-парашют русский изобретатель Глеб Котельников запатентовал во Франции в 1911 году. Изделие получило название РК-1 (Русский Котельниковский первый). Говорят, что испытания своего изобретения Котельников проводил в Париже, сбросив с Эйфелевой башни бедного русского студента, который после приземления остался жив.

Сначала ранцы были металлическими и не очень удобными. Суеверные летчики поначалу отказывались ими пользоваться. Однако вскоре ранцы стали выпускать из более практичных и пластичных материалов, спасая жизни пилотов и пассажиров аэростатов. Во второй декаде ХХ века парашют стал обязательным атрибутом практически любого летчика, при этом конструкции лучше, чем у Котельникова, никто в мире так и не придумал. Все последующие модели были лишь усовершенствованными репликами творения нашего изобретателя.

Экспозиция музея содержит уникальные кадры 1930-х годов, на которых видно, как первые парашютисты совершают прыжки с внешнего корпуса самолета. Сейчас страшно представить, как десантники умудряются не падать в полете на высоте 350 метров при скорости 250 километров в час, держась рукой за единственную веревку. Судя по всему, при таком способе десантирования происходило немало несчастных случаев. Ударившись головой о металлический корпус самолета при прыжке, солдаты в воздухе теряли сознание. Они не могли вовремя раскрыть парашют и разбивались. Летные трагедии сподвигли конструкторов создать механизмы принудительного раскрытия парашютов, которые впоследствии спасли немало жизней.

По иронии судьбы, именно с Францией связана история не только парашюта, но и десантирования тяжелой боевой техники с экипажем внутри.

Первое в мире десантирование людей внутри боевой машины десанта (БМД-1) произошло 5 января 1973 года на полигоне 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии "Слободка".

Для защиты жизни членов экипажа внутри БМД были установлены несколько видоизмененные аналоги космических кресел "Казбек-Д".

- Секрет успешного десантирования людей внутри БМД заключается в использовании специальных парашютных систем. Комплекс получил название "Кентавр". Такое десантирование значительно сокращало время приведения машины в боевую готовность, - рассказал "Российской газете" представитель музея ВДВ Владимир Немировский.

Подобный способ десантирования в разы повышал боеспособность армии, давая ей возможность молниеносной высадки на заданной территории и стремительного нанесения удара.

Накануне учений командующий ВДВ генерал Маргелов был настолько уверен в надежности и безопасности конструкции машины, что хотел сам участвовать в первом спуске. Однако министр обороны Гречко категорически отказался рисковать генералом. Тогда внутри машины оказались преподаватель десантного училища подполковник Леонид Зуев и сын генерала Василия Маргелова старший лейтенант Александр Маргелов. Десантирование прошло успешно. После этого на эмблеме Тульской дивизии ВДВ появилось изображение кентавра.

Невиданный боевой успех ВДВ мечтали повторить многие страны, однако нигде среди военных не нашлось добровольцев. Единственным государством, решившимся на аналогичный шаг, стала Франция. Как рассказал экскурсовод Владимир Немировский, после отказа военных участвовать в эксперименте французское правительство распространило объявление среди заключенных, приговоренных к смерти, обещая смельчаку президентское помилование.

На авантюру согласился один приговоренный. Преступника поместили в боевую машину и сбросили на парашюте с самолета. Во время приземления доброволец погиб. После этого президент Франции выполнил свое обещание, вручив родственникам указ о его помиловании посмертно. Но дальнейшие опыты с десантированием людей внутри техники во Франции решили не проводить.

- Сейчас десантирование идет с применением машин уже не первого, а четвертого поколения, - рассказал Немировский.

Так, в этом году испытания, проведенные Минобороны на площадке под Рязанью, подтвердили возможность десантирования БМД-4М из самолетов ИЛ-76. По данным военного ведомства, во время учений был применен способ приземления под названием цуг, при котором длина приземления оказывается в полтора раза короче длины при других способах спуска БМД.