Казалось бы, в мире почти не осталось театров, которые устояли перед соблазном поставить шекспировскую трагедию, и ценителей творчества великого драматурга уже трудно чем-либо удивить. Между тем режиссеру из Санкт-Петербурга, а ныне - главному режиссеру Государственного русского драматического театра в городе Стерлитамаке, ученице Леонида Хейфеца Людмиле Исмайловой и всей постановочной группе удалось в Кургане заинтриговать публику еще до того, как начался спектакль.
Дело в том, что перед началом постановки взору зрителей открылась сцена, а на ней - огромных размеров сооружение из свежеструганных полированных деревянных досок. Конструкция напоминала неприступную крепость, окруженную высоким зубчатым забором, внутри которой была большая лестница с крупными ступеньками, плавно уходящими верх, почти под самый потолок сцены.
Как оказалось, это была главная и, можно сказать, единственная декорация в спектакле, не считая некоторых деталей. По ходу пьесы конструкция превращалась, то в городскую площадь Вероны, то в дом семейства Капулетти, то в дом их заклятых врагов - Монтекии, то в балкон Джульетты, то в монастырский дворик и келью брата Лоренцо, который тайно обвенчал девушку с Ромео.
Оригинальная сценография, безусловно, привлекала. Вместе с тем, у некоторых зрителей вызвала явное беспокойство травмоопасность "станка", по выражению одного из театралов. И было, отчего волноваться. Во время спектакля шекспировским героям приходилось, как паркурщикам, преодолевать препятствия. Они лазили через заборы, бегали, прыгали, катались, дрались и падали со ступенек, даже танцевали на них, изображая бал в доме Капулетти.
От некоторых кульбитов у впечатлительных дам не выдерживали нервы и они потихоньку "ойкали". К счастью, всем этим занимались молодые актеры, а таких в спектакле было больше половины. И это очень радовало, потому что пьеса - о влюбленных подростках и рассчитана, в первую очередь, на молодежь. Между тем зрители зря переживали: хореограф из Уфы Ярослав Францев все продумал. Если, кто и пострадал из актеров, то только в игре - от бессмысленной вражды двух непримиримых кланов.
Костюмы героев - в духе декораций, стилизованные под эпоху 400-летней давности. Но, несмотря на историческую достоверность, которую стремились передать авторы, спектакль получился очень современный. По мнению режиссера Людмилы Исмайловой, все дело в чувствах.
- На мой взгляд, человеческие чувства не меняются, - говорит Исмайлова. - Да, появляется много новых технологий, увеличивается объем информации - мы ее сейчас получаем из интернета столько, сколько житель средневековья не получал за всю свою жизнь, но чувства остаются прежними. Поэтому наш спектакль - о сегодняшней жизни, о современных подростках, их взаимоотношениях, мы постарались его сделать максимально динамичным и эмоциональным.
Заслуженный артист России Иван Дробыш сыграл в спектакле главу дома Капулетти, но тему вражды кланов, в результате которой появились " несчастные две жертвы нашей злобы", не считает ведущей.
- Мы тут пытались разобраться, с чего вдруг семьи стали враждовать, на какой почве? - прокомментировал артист. - Оказалось, мне лично это даже и не важно. Любовь - вот вечная тема, которая всегда будет волновать зрителя. К сожалению, сейчас слово "любовь", я бы так сказал, замусолили. В нашем спектакле вы не найдете "клубнички", все целомудренно и безупречно.
Критики считают, что премьера удалась.
- Мне понравилось, - откровенно призналась корреспонденту "РГ" искусствовед Любовь Кочарина. - Чувствуется свежесть, оригинальность решений постановки. Меня вообще радует, что в нашем театре появились режиссеры, которые знают, что хотят, когда приступают к работе над спектаклем. У них есть своя идея, концепция и они последовательно ее выстраивают. Надеюсь, мы еще не раз будем свидетелями ярких постановок.