Российские дилеры готовы утилизировать более 2 тысяч авто
Программа, которую по аналогии с действующей в 2010-2011 годах также в обиходе называют программой утилизации, на самом деле больше ориентирована не на рециклинг престарелых драндулетов, а на обновление парка колесных ТС, что и отражено в ее названии. Соответственно, и подходы к реализации документа будут иными, поскольку само понятие обновления предполагает лишь замену в парках предприятий и личной собственности граждан старых машин более молодыми. При этом вовсе не факт, что отбегавшие свой срок "ласточки", которые снимут с учета при выполнении программы, будут хотя бы частично переработаны, а не сгниют в ближайшем овраге. Так, сообщил Виктор Ковшевный, во время реализации предыдущей программы автовладельцы сдали производителям и дилерам 600 тыс. единиц автохлама, а однозначно утилизирована только половина из них. Остальные были не то просто выброшены, не то ушли к "черным" разборщикам и вернулись на вторичный рынок уже в виде запчастей.
Впрочем, несмотря на разницу в названиях, принцип действия нынешней программы аналогичен предыдущей: владелец сдает дилеру (или непосредственно производителю) машину старше 10 лет и получает грант на покупку новой, также произведенной в России. Но на сей раз действие документа распространяется на все категории автотранспортных средств - легковые, внедорожники, грузовики всех мастей и автобусы. И пока производители и дилеры выполняют положения программы за счет собственных средств. Как сообщил "РГБ" исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин, средства в размере 10 млрд руб. участникам программы обещали компенсировать ближе к концу года. Пока же производители и дилеры действуют на свой страх и риск, поскольку суммы скидок на новые авто в отдельных случаях весьма солидные: за сданный грузовик, к примеру, владельцу полагается 350 тыс. руб.
Вообще вопрос обновления автопарка в России сейчас стоит довольно остро. По состоянию на начало этого года в РФ количество автомобилей (легковые, грузовые, автобусы) старше 15 лет составило более 40% от их общего числа (около 49 млн единиц). В коммерческом сегменте эта доля еще выше. При этом выпуск новых авто в 2014 году снижается. Как сообщил директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков, падение объемов производства только по легковушкам составило почти 12%. Причина тому - увядание покупательской способности, вызванное снижением курса рубля, ростом процентных ставок по кредитам и т.д. Явно, что российскому автопрому нужны новые стимулы для роста, которые были бы созвучны программе.
Одним из таких стимулов, по мнению Сергея Целикова, могло бы стать ограничение эксплуатации ТС по сроку хотя бы в коммерческом сегменте. Но не "лобовое" - нельзя, и все! - а, например, путем ежегодного кратного повышения ставки транспортного налога для владельца после достижения автомобилем определенного возраста. С ним согласился замглавы "АСМ-Холдинга" Александр Ковригин, добавив, что предельные сроки для разных типов авто и условий их эксплуатации также должны отличаться. Например, для личной машины это может быть 15 лет, для такси, маршрутки и междугороднего автобуса - 10 лет, городского автобуса - 12 и т.д. Но кое-где происходит с точностью до наоборот. Так, сообщил Игорь Коровкин, сейчас на Дальнем Востоке ставка транспортного налога для авто старше 10 лет гораздо ниже, чем для нового. Получается, таким образом региональные власти провоцируют население покупать японскую авторухлядь. И, уж конечно, не стоит ожидать, что автовладельцы из ДФО станут рьяными участниками программы обновления ТС.
По мнению Виктора Ковшевного, при всех своих плюсах обсуждаемая программа имеет существенный недостаток: несмотря на то что программа ставит во главу угла обновление парка, она слабо завязана на собственно утилизации транспортных средств. А зря. За рубежом утилизационный бизнес вполне прибылен, при этом в переработку попадает до 95% деталей автомобиля. У нас же утилизационная отрасль как система пока не существует, хотя предприятия, занимающиеся переработкой старых авто, конечно, есть. Доходит до абсурда: мы продаем за рубеж отработанные покрышки и ввозим оттуда резиновую крошку, которая идет на покрытие, например, детских площадок.
По мнению вице-президента компании "Маглюг" Германа Лалаяна, созданием системной утилизационной отрасли в России может заняться сам бизнес, но государство должно выступить заказчиком. На начальных этапах, сказал Виктор Ковшевный, отрасли потребуются вложения на уровне 220 млрд руб. в год. Но как только отрасль станет на ноги, каждый вложенный рубль вернется тремя. Выгоду получат все. Граждане смогут покупать новые машины со скидками, будет создано около 30 тыс. рабочих мест, оживится российский автопром, а отбегавшее свое машины станут сырьем для производства новой продукции.