Зачастую такие сервисы являются аналогами или дополнениями корпоративного ПО. Они могут распространяться как через магазины приложений (Apple Apps Store, Google Market), так и напрямую в мобильные устройства сотрудников от производителей. Приложения могут распространяться по модели SaaS (программное обеспечение как услуга) или по модулю заказного программного обеспечения.
Этот сегмент сегодня является одним из самых быстрорастущих. В 2012 году доля бизнес-приложений от общего объема мирового рынка мобильных приложений в денежном выражении составляла чуть более 3%. По прогнозам J son & Partners Consulting, в 2016 году этот показатель достигнет 5,4 процента.
"Наблюдаемый в последние три года стремительный рост скорее всего будет продолжаться в течение ближайшей пары лет. Такими же темпами развивается и направление бизнес-приложений, которые уже успели стать рыночным трендом, - отметил генеральный директор компании Develonica (ГК Softline) Александр Рубанов. - Бизнес-приложения - это приложения для корпоративного использования. Различаться они могут по назначению точно так же, как различаются между собой корпоративные системы (порталы, аналитика, почтовые сервисы, учет рабочего времени и т.д.). Такие приложения могут быть отраслевыми или решать конкретную бизнес-задачу вне зависимости от масштаба компании".
Как правило, приложения являются неотъемлемой частью какой-то большой информационной системы - там выбор становится однозначным. Зачастую, это просто custom development, т.е. создание приложения под конкретную задачу. Оно интегрировано так или иначе с корпоративными ресурсами, имеет свой определенный дизайн. Так как большинство мобильных приложений достаточно доступны с точки зрения стоимости реализации, следствием этого стало их разнообразие.
"Бизнес уже по достоинству оценил важность этого канала и теперь предпринимает активные попытки быть в первых вагонах нового "поезда с клиентами". Сейчас появилось много стартапов, помогающих создавать в автоматическом режиме приложения, например, GetShopApp. И, что немаловажно, рынок активно поддерживают крупные компании, такие как Яндекс и Mail, - рассказал корреспонденту "РГ" управляющий партнер Kokoc Group Александр Шокуров. - В этот бизнес пришло много как клиентов, так и исполнителей, что стало сказываться на нем благоприятно: цены поползли вниз, а качество приложений - вверх. Хотя еще пару лет назад приложения для бизнеса были скорее элементом моды".
Сейчас существуют самые разные приложения для бизнеса, начиная от приложений по заказу еды, заканчивая бизнес-приложениями по заказу такси. И появляется все больше и больше бизнесов, для которых приложения стали основным средством коммуникации с клиентами. Приложения различаются не по размеру бизнеса, а по решаемым ими задачам. Приложения для крупного бизнеса имеют больше отличий "внутри", связанных с технологическими решениями по производительности".
Эксперты считают, что компании, которая хочет подобрать для работы правильное мобильное приложение, нужно в первую очередь найти идею. "Нужно понять, как именно ваше приложение будет помогать клиентам, чем оно будет отличаться от сотни таких же на Android и iOS, как вы будете коммуницировать со своими клиентами и стимулировать их пользоваться приложением и, как следствие, услугами", - объяснил Александр Шокуров.
Правда, пока далеко не все компании оценили возможности, которые дают бизнесу мобильные приложения. Многие не понимают очевидных выгод.
"Мобильные приложения для бизнеса до сих пор используются нечасто. Несмотря на потенциально большую выгоду, только некоторые компании меняют свои бизнес-процессы и переносят их на мобильные устройства. Чаще всего приложения используются для коммуникаций, работы с задачами, документами и CRM. Также компании стали осваивать мобильные видеозвонки и мессенджеры. Эти направления будут продолжать развивать рынок. В будущем на мобильные устройства выйдут ERP-системы, CRM-системы и системы документооборота. Можно ожидать, что в ближайшие годы направление мобильных бизнес-приложений вырастет в несколько раз", - убежден генеральный директор компании "1С-Битрикс" Сергей Рыжиков.
Драйвером рынка мобильных бизнес-приложений в течение ближайших лет будет, как и прежде, увеличение доступности смартфонов, планшетов и высокоскоростного Интернета. "К тому же все больше людей предпочитают или вынуждены работать удаленно, а компании, в свою очередь, нацелены на постоянное повышение эффективности и оптимизацию трудозатрат. Мобильные устройства перестали уступать в производительности компьютерам, обеспечивая быстроту и удобство работы приложений", - констатировал тенденцию Александр Рубанов.
Александр Шокуров считает, что во многом драйверами рынка мобильных приложений сейчас являются именно конструкторы приложений и стоимость мобильной рекламы: "Цена входа и тестирования сейчас действительно невысока. А значит, можно проводить много коротких экспериментов и принимать правильные решения".