"Чтобы увеличить собственную налоговую базу местного самоуправления, регионам будет предоставлено право введения ряда специальных сборов - за право торговли, за предоставление услуг общественного питания, услуг такси, а также туристические и курортные сборы", - заявил премьер-министр на форуме. Ранее от регионов, имеющих большой туристический потенциал (Краснодарский край, Москва и Санкт-Петербург), поступали предложения о введении налога с туристов.
Основная идея состоит в том, чтобы ввести новые сборы, а не налоги. То есть администрирование новых платежей будет очень простым и не создаст дополнительной нагрузки для налоговых органов. И с понятным механизмом запретов: неуплата сбора ведет к запрету на осуществление того вида деятельности, за который не перечислен взнос.
Предложенные сборы можно разделить на две категории. "Первая группа - сборы, которые уплачиваются гражданами. К ним относятся туристические сборы, которые можно, к примеру, включать в счета за гостиницы. Очевидно, что при введении таких сборов нельзя забывать о постановленной на государственном уровне задаче развития внутреннего туризма, недопустимости возложения на туристов чрезмерных издержек. Вторая категория сборов - платежи, возлагаемые на бизнес (торговые точки, общепит и др.). Очевидно, что подобные издержки также будут перекладываться в итоге на потребителей в составе стоимости товаров и услуг, что повлияет на платежеспособность граждан", - объясняет Олег Москвитин, руководитель практики коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры".
Эксперты отмечают, что при введении дополнительных платежей важно не нарушить существующей структуры налогообложения. Сейчас ретейлеры и таксисты обязаны лицензировать свою деятельность, покупать патенты, платить налоги. Поэтому необходимо проанализировать, не приведут ли новые сборы к формированию двойного налогообложения этих видов деятельности. Наиболее простым вариантом является введение туристического сбора, так как он не имеет в российском законодательстве аналога. Однако такой сбор сможет пополнить только бюджеты наиболее посещаемых регионов, для остальных он не станет существенным источником дохода.
Сейчас регионы имеют возможность варьировать ставки по ряду налогов. "НК предусматривает три региональных налога - налог на имущество организаций, транспортный налог, а также доступный лишь для нескольких субъектов РФ налог на игорный бизнес. В отношении таких налогов региональные власти обладают достаточно широким спектром полномочий, включая установление ставок, сроков уплаты налогов, предоставление льгот и т.п. В то же время НК устанавливает определенные рамки для реализации таких полномочий. Например, предел размера ставок по транспортному налогу и налогу на имущество организаций", - говорит Олег Москвитин.
Также регионы могут влиять на ставку налога на прибыль, большая часть которого идет в региональный бюджет. "Ставка для налога на прибыль в целом устанавливается в размере 20%. При этом 2% налога зачисляется в федеральный бюджет, 18% зачисляется в бюджеты субъектов РФ", - рассказывает управляющая АФ "Бизнес-студио" Елизавета Сейтбекова. Однако для изыскания дополнительных доходов в региональные бюджеты этот налог не подходит. Так как на местном уровне ставка может корректироваться только в сторону уменьшения (c 18 до 13,5%).
Эксперты советуют не торопиться с введением новых сборов, а все взвесить. "Прежде всего необходимо провести консультации с бизнес-сообществом, запросить мнения экспертов. Каждое нововведение требует тщательного анализа с точки зрения влияния на малый и средний бизнес. Так как он всегда является индикатором состояния экономики несырьевых регионов", - замечает Александр Толстых, член Президиума Ассоциации молодых предпринимателей России. Для того чтобы новые платежи не отразились негативно на МСП, можно установить определенные критерии уплаты сборов. "При введении сборов важно соблюсти принцип соразмерности платежа с доходностью того или иного бизнеса. Для этого можно установить момент, с которого начинается взимание сбора, например, когда предприятие уже набрало определенные обороты. В этом случае новые платежи не создадут дополнительных барьеров для становления предпринимательства", - советует Олег Москвитин.
В целом предложенные сборы не вызывают у экспертного сообщества негативной оценки. Наверное, потому что частично они ориентированы на дополнительную нагрузку для граждан, а не для компаний. "Сама по себе идея перераспределения сборов в сторону нагрузки на физических лиц, при введении, в частности, туристических сборов, может стать очень эффективным инструментом пополнения бюджета. Особенно на фоне непростой экономической ситуации. Главное - правильно подойти к определению размера сборов и обратить внимание на существующую мировую практику", - считает Александр Толстых.