Напомним, в школе за сочинение будут ставить "зачет" или "незачет", а в вузах преподаватели имеют право самостоятельно разработать шкалу оценивания. Максимум за сочинение - 10 баллов. Учитывать их обязаны все вузы, куда принесут свои работы абитуриенты.
Общие направления тем, а их пять, уже известны: "Недаром помнит вся Россия..." (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова); Вопросы, заданные человечеству войной; Человек и природа в отечественной и мировой литературе; Спор поколений: вместе и врозь; Чем люди живы?
На экзамене одиннадцатиклассникам предложат тоже пять, но уже тем - по одной из каждого направления. Какие конкретно - объявят только в день сочинения.
Чтобы помочь учителям и выпускникам сориентироваться, специалисты ФИПИ привели несколько примерных тем для школьной творческой работы. Правда, подчеркнув при этом: именно их на реальных экзаменах ожидать не стоит. Звучат так: "На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?", "Почему люди пишут стихи?", "Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути?".
От выпускников потребуется высказать свою точку зрения на основе хотя бы одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору. В ФИПИ считают, что количество произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
В Рособрнадзоре также подготовили рекомендации для школ и вузов по оценке сочинения. Пока все критерии - это проекты. Сбор предложений и обсуждения продолжаются. Так, планируется, что сочинение будет оцениваться по пяти параметрам: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. Рекомендуемый объем- не менее 350 слов, это примерно 2-2,5 листа размера А4.
Для "зачета" по сочинению необходимо, чтобы работа соответствовала первым двум критериям. То есть чтобы выпускник не ушел от темы, а его аргументы опирались на литературное произведение.
Плюс ученик должен получить хотя бы один "зачет" по оставшимся трем критериям: композиции, качеству речи и грамотности. И внимание: если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной. То есть оценка за нее будет - 0 баллов.
Что касается вузов, то Рособрнадзор предлагает им шкалу, где также первый и второй критерии являются основными. За них вместе можно получить 4 балла. Эксперты ФИПИ считают, что если абитуриент получил 0 баллов за первые критерии, то работу можно дальше не проверять и не засчитывать. Кстати, в вузовской шкале, в отличие от школьной, оценочных "меток" в два раза больше - 10. В том числе орфографические, пунктуационные, грамматические нормы, фактическая точность, оригинальность сочинения. Максимальный балл - 20, но его потом придется перевести в десятибалльную систему. Ведь к ЕГЭ разрешено прибавить только 10 баллов.
Евгений Князев, ректор Театрального института им. Бориса Щукина: Мы, конечно, будем прислушиваться к рекомендациям Рособрнадзора. Но мне, как ректору, было бы гораздо интереснее, чтобы абитуриент написал сочинение в вузе, чтобы я понимал, кого я беру. У нас каждый студент - штучный и нам важно знать, с каким багажом он к нам приходит. Может быть, надо дать право выбора абитуриентам: принести ЕГЭ по литературе или написать в вузе сочинение? Например, на свободную тему, которую нельзя раскрыть без знания литературных текстов. У нас в институте есть хорошие филологи, которые могли бы разработать темы для такого вузовского сочинения.
Светлана Тренихина, директор гимназии N2, Екатеринбург: Наша школа лучшая в городе по результатам ЕГЭ по русскому и литературе. У нас углубление по этим предметам и дополнительные часы, мы сочинения писали и пишем. Так что наши ученики 2-2, 5 листа текста осилят без труда. Но как будут писать остальные школьники? Не знаю. Хорошо, что критерии сочинения будут известны заранее, а не в последний момент. В целом нас они устраивают.