Бизнес считает, что объединение судов усложнит предпринимателям жизнь

Высший арбитражный суд РФ упразднен и создан единый высший судебный орган - Верховный суд РФ (ВС РФ). До сегодняшнего дня система арбитражных судов предусматривала четыре стадии рассмотрения споров. Арбитражные суды первой, апелляционной и кассационной инстанций (федеральные суды округов), а также надзорная инстанция (ВАС РФ). Поправки добавляют еще одну ступень кассационного обжалования, в коллегии по экономическим спорам (образована в ВС РФ). На первом этапе кассации ничего не изменится, а вот второй этап станет похож на сегодняшний надзорный порядок обжалования в президиуме ВАС РФ - жалобу будет рассматривать судья высшей инстанции и решать, передавать дело на рассмотрение коллегии или нет.

Представители бизнеса разных уровней, юристы и судьи, нередко высказывают опасения, что нововведения могут усложнить предпринимателям жизнь. Во-первых, им придется увеличить расходы на представителей в судах и оплату госпошлин, поскольку вводится двухуровневая система кассации. Теперь решение первой и апелляционной судебной инстанции можно обжаловать дважды. Сначала в арбитражных судах округов (нынешняя приставка "федеральные" перед словом "арбитражные" убирается), а затем в коллегии ВС РФ по экономическим спорам.

Такое положение приведет к увеличению срока рассмотрения дел и вынесения окончательного решения. Если ранее этот период во всех инстанциях мог в среднем составлять полтора года, то сейчас он станет равным почти двум годам. Как говорят, "время - деньги", а любое затягивание в получении окончательного решения приводит к простою, финансовым потерям и другим негативным последствиям. Особенно актуален этот вопрос для молодых и начинающих предпринимателей, у которых каждая копейка на счету. Во-вторых, по мнению некоторых судей арбитражных судов округов, новый порядок рассмотрения споров ставит под сомнение их квалификацию, поскольку до этого они уже проводили подобную проверку судебных актов.

Кроме того, в мировой судебной практике, в том числе практике Европейского суда по правам человека, сложился принцип недопустимости повторного рассмотрения однажды решенного дела (resjudicata).

Согласно этому принципу вышестоящие суды могут пересматривать дела лишь для исправления судебных ошибок, а не для повторного разрешения дела по существу. Таким образом, второй уровень кассации может нарушить принцип правовой определенности. И пока только теоретически, но, возможно, предприниматель столкнется с увеличением имущественных потерь, поскольку будет существовать неопределенность судебной практики по одним и тем же вопросам.

В надзорном порядке согласно принятым поправкам можно будет обжаловать только судебные акты экономической коллегии ВС РФ и определение его апелляции (для отдельных категорий дел, рассмотренных экономической коллегией ВС РФ в первой инстанции). Следовательно, если при кассационном обжаловании второго уровня судьей ВС РФ вынесено определение об отказе в передаче дела на рассмотрение коллегии, то обратиться с надзорной жалобой будет невозможно. Второй уровень кассационного обжалования может стать последней инстанцией для сторон спора. А до высшей инстанции дело не дойдет. И при такой системе до президиума ВС РФ смогут дойти не все желающие, а лишь единицы.

Формирование единообразной судебной практики - важнейшая задача высших судебных органов всех стран. В России подходы при разрешении конкретных споров вырабатываются в виде судебных актов по различным категориям дел, и с их учетом строится поведение в правоотношениях.

Возникает теоретическая возможность существования противоречивой судебной практики по одному и тому же вопросу. Одна кассационная инстанция решает одно, другая - прямо противоположное. Как в такой ситуации будет формироваться единообразная судебная практика? Будет ли уверенность у бизнеса, что в спорной ситуации суд встанет на его сторону? Пока непонятно. Кроме того, у главы ВС РФ и его заместителей появятся новые полномочия - они смогут отправлять дело на рассмотрение экономической коллегии или в президиум, даже если до этого судья ВС РФ, предварительно изучавший жалобу, отказался передавать ее туда.

У бизнеса нет уверенности, что в спорной ситуации суд встанет на его сторону

В-третьих, возникает вопрос о возможности дальнейшего использования электронного судебного делопроизводства. Есть опасения, что новая редакция закона снизит оперативный доступ к правосудию и удаленному решению споров. Согласно поправкам, вносимым в АПК РФ, сохраняется возможность подачи документов в суд через Интернет, на официальном сайте арбитражного суда. Однако в них специально не оговорено сохранение уже действующего портала www.arbitr.ru.

Финансирование арбитражных судов отнесено к ведению судебного департамента при ВС РФ, поэтому появляются опасения, что на начальном этапе реформы ликвидируются уже созданные для подачи документов в электронном виде сайты и какое-то время не будут созданы новые. Это может негативным образом повлиять на бизнес. Например, возрастут расходы на курьеров для передачи процессуальных документов.

Отсутствие в Интернете сайта для подачи процессуальных документов создает угрозу институту упрощенного производства по делу (рассматривается в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления иска в суд). Следовательно, этот быстрый способ разрешения споров может потерять свою актуальность.

Через некоторое время и после формирования судебной практики мы наверняка получим ответы на большинство вопросов по новому закону. Но уже сегодня нужно четко представлять, какие подводные камни могут встретиться на пути. Пока на поставленные вопросы нет однозначных ответов, есть вероятность, что представителей бизнес-сообщества ожидают новые сложности в процессе поиска справедливости в суде.