Новые камеры видеофиксации нарушений могут заметить выезд на встречку
Но самый большой резонанс традиционно вызывают изменения в законодательстве о безопасности дорожного движения. И это не случайно. Показатели смертности и травматизма здесь по-прежнему очень высоки. Изменить ситуацию может повышенное внимание к этой проблеме на международном уровне. Поэтому V Конгресс "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни", состоявшийся в Санкт-Петербурге, стал одним из самых масштабных событий, направленных на выработку мер по повышению безопасности дорожного движения. Предыдущие встречи в таком формате продемонстрировали большой уровень эффективности. Ведь это не только обширный обмен опытом, но еще и разработка "плана действий".
Мероприятие собрало более 2000 человек. Было представлено 200 докладов. В слушаниях приняли участие главы профильных ведомств, законодатели, представители исполнительной власти, независимые эксперты, преподаватели и зарубежные делегации. Особенностью форума стал уникальный формат - мероприятие было организовано в выставочном комплексе "ЛенЭкспо", где по соседству с "круглыми столами" разработчики оборудования представили новейшие образцы техники в области безопасности дорожного движения. Это в первую очередь камеры, фиксирующие непропуск пешехода. Если траектории водителя и пешехода пересекаются, то штраф нарушителю обеспечен. Эти комплексы уже работают в тестовом режиме. Еще один тип камер может "заметить" выезд автомобиля на "встречку". Раньше это мог зафиксировать только инспектор ДПС.
Другие приборы позволяют провести тест на состояние наркотического опьянения в "полевых" условиях. Сейчас установить это полицейский может только по внешним признакам и отправить водителя на медэкспертизу. Такая новинка поможет сэкономить время и определить результаты в момент задержания. Чтобы рассказать о всех новых комплексах, придется написать целую книгу.
Замминистра внутренних дел Виктор Кирьянов отметил, что выставочный формат форума позволяет не только вести продуктивное общение, но и оценить реальные перспективы модернизации. "Представлены десятки технологических новинок. За ними будущее, а мы прямо здесь можем посмотреть, как это будет работать". Действительно, большая часть экспонатов уже сейчас может быть установлена на дорогах и функционировать даже не в тестовом, а в рабочем режиме.
Какие предложения вносили участники Конгресса? В первую очередь, обсуждались меры по повышению качества подготовки водителей. Большинство выступавших сошлось во мнении, что такие знания нужно получать еще в дошкольном возрасте. По сути, было предложено разделить подготовку на несколько ступеней, где автошкола - финальный этап образования. Но для этого надо создать специальные детские центры, подготовить для них материально-техническую базу и найти преподавателей. Кроме того, лекции по безопасности дорожного движения должны проводиться в детсадах, школах и университетах. И тогда в автошколах учиться станет намного проще. Более жесткие требования предлагается ввести и для самих автоинструкторов. Сейчас им может стать практически каждый, нужно только закончить курсы и иметь стаж вождения от 3 лет. Как показывает практика, этого недостаточно. Потому предлагалось повысить необходимый стаж до 5 лет и разработать единый стандарт для этой профессии, то есть перечень знаний, которые кандидат в преподаватели должен подтвердить на экзамене.
Другой круг вопросов касается повышения качества медицинского обеспечения. Здесь главная задача - максимально сократить время между ДТП и оказанием помощи пострадавшим. Несколько минут нередко оказываются решающими. В связи с этим требуется обновление машин "скорой помощи" и их лучшее оснащение, развитие санитарной авиации. "Чтобы помочь людям максимально быстро, нужно отработать всю систему, - пояснила министр здравоохранения Вероника Скворцова. - Это касается не только врачей центров медицины катастроф, но даже водителей и пилотов, чью подготовку нужно осуществлять более профессионально". Еще требуется избавляться от "мертвых зон" - мест вне транспортной доступности, где экстренная помощь предельно затруднена.
Оперативное реагирование при ДТП обеспечивает система ЭРА-ГЛОНАСС. Это оборудование, которое без помощи человека может подать сигнал бедствия. Она может устанавливаться на все автомобили. Сначала этот сигнал поступает сотрудникам специального центра, они незамедлительно связываются с водителем, чтобы понять, что произошло. Если это сделать не получается, то на место тут же выезжает экипаж "скорой помощи". В комплексе эти меры можно назвать улучшением медицинской логистики.
О безопасности пассажирских перевозок говорили сразу несколько докладчиков. Сейчас значительный процент ДТП с участием общественного транспорта происходит из-за нарушения водителями режима работы. Чтобы контролировать эти моменты более тщательно, нужно оснастить все без исключения автобусы системами тахографического контроля. Министр транспорта Максим Соколов уверен, что "максимально снизить уровень смертности и травматизма на дорогах поможет взаимодействие государства, науки и бизнеса. Из этой формулы нужно всегда исходить при принятии серьезных решений". Кстати, на выставке было представлено немало тахографов. Подавляющее большинство из них сделаны в России, поэтому их массовое внедрение - хорошая поддержка отечественного производителя.
Другие предложения коснулись сфер применения технических экспертиз. По утверждениям докладчиков, их следует проводить чаще и в более сжатые сроки. Тогда это позволит быстро выявлять виновника ДТП, а также четко оценивать причиненный ущерб.
Известный детский хирург Леонид Рошаль поднял вопрос о контрафактных удерживающих устройствах. "На российском рынке полно подделок, - отметил он. - Но когда речь идет о безопасности детей, это просто недопустимо. С этим нужно разобраться как можно быстрее".
Особое место в дискуссии было отведено проблемам водителей-инвалидов. По данным на 2014 год, в стране проживает 13 млн людей с ограниченными возможностями. Из них 60% не имеют противопоказаний к управлению автомобилем. Машина для таких людей - это возможность активно участвовать в жизни общества. Поэтому было предложено разработать универсальную систему по переоборудованию гражданских автомобилей, которая могла бы применяться на всех машинах, выпускаемых на территории России.
В ходе форума прозвучали и достаточно радикальные предложения. В частности, рассмотреть возможность введения временных водительских удостоверений на два года. Такая мера уже применялась в СССР для водителей-новичков и достаточно хорошо себя зарекомендовала. Ее суть в том, что у молодого автомобилиста есть своего рода испытательный срок, чтобы подтвердить знание правил дорожного движения и умение их соблюдать. Если в течение этого времени он проявлял себя как законопослушный водитель, то он получает настоящее удостоверение. Ведь основные привычки и "манера езды" формируются как раз на первом этапе.
Отдельный вопрос - пропаганда культуры поведения за рулем. По мнению докладчиков, СМИ уделяют мало внимания дорожной безопасности. По словам Виктора Кирьянова, распространение этих знаний должно стать частью работы по повышению БДД: "Сознание молодежи очень хрупкое, поэтому сложившиеся стереотипы нужно менять. Результаты мы увидим, когда СМИ начнут пропагандировать соблюдение ПДД".
Все эти предложения станут частью итоговой декларации Конгресса, которая будет окончательно оформлена в начале октября. Дальше они будут развиваться и прорабатываться в профильных ведомствах.
В целом Конгресс - это своего рода обращение к автомобилистам, призыв к личной ответственности за жизнь пассажиров и пешеходов. А еще это попытка бросить вызов правовому нигилизму и, по словам главы Совета Федерации Валентины Матвиенко, "дать отпор лихачеству, которая свойственна молодежи".