Усадьба Тарханы встречает тишиной и идеальным порядком: ровные газоны, аккуратные прямые дорожки, отреставрированный "господский дом" и службы. Липовые аллеи, сохранившиеся со времен Елизаветы Алексеевны, Долгие пруды, которые завел дед поэта Михаил Васильевич Арсеньев, заново посаженные вишневый и яблочный сады. А ветер крутит лопасти мельницы - единственного в России действующего ветряка, сохранившегося с XIX века. Всё пространство усадьбы распахнуто, нет ни одного лишнего здания или клумбы, все в точности так, как было при Лермонтове. Даже дом тот же, хоть и пережил запустение после смерти Елизаветы Алексеевны, пожар в 1909 году и годы в качестве совхозного птичника.
Революция усадьбу пощадила: в 1917 году на местном сходе тарханские крестьяне постановили: "Дом, сад и экономические постройки оставить нетронутыми из чувства глубокой любви к поэту М.Ю. Лермонтову". Любовь была не к стихам - любили самого молодого барина: именно Миша упросил бабушку отменить телесные наказания крепостных. Бабушка своего Мишеньку обожала, отказать ему не смогла и отменила розги. Легенда или нет, но это предание упорно жило среди бывших крепостных и передавалось по наследству. После смерти поэта крепостные сокрушались и вспоминали: "Хороший барин был, фрельный". На местном тарханском диалекте - чистоплотный. А когда из Пятигорска прибыл свинцовый гроб с телом поэта, по собственной воле вышли встречать его далеко за границы усадьбы.
В этом году у Тархан двойной юбилей - 200 лет со дня рождения Лермонтова и 75 лет самому музею: как музейный комплекс усадьба начала функционировать в 1939 году. Но свой нынешний, а точнее, прежний вид Тарханы приобретали за последние пятнадцать лет стараниями директора Тамары Мельниковой, которая отдала работе здесь сорок пять лет жизни.
- Здесь можно познакомиться с Лермонтовым не как с поэтом, а как с человеком, - рассказывает Мельникова. - Конечно, он имел дар Божий, но ведь чтобы этот дар реализовался, нужны были условия. И бабушка, Елизавета Алексеевна, здесь, вдали от обеих столиц, создала будущему поэту лучшие условия, дала образование, не хуже, чем получали дворянские дети в Москве и Санкт-Петербурге.
В господском доме нет ограничителей вокруг экспонатов, обстановка воссоздана по рисункам первого биографа Лермонтова - Александра Васильевича Висковатова. На столике раскрыт альбом матери поэта Марии Михайловны, в комоде хранится под стеклом платок бабушки...
У дома настолько жилая атмосфера, что дети сравнивают его со своими домами. Здесь можно не только услышать про XIX век, но и увидеть его, попробовать на вкус: в избе ключника проходят мастер-классы, в бальной зале можно стать участником настоящего бала XIX века или принять участие в "тарханской свадьбе" - старинном обряде, который очень нравился самому поэту. Можно прокатиться по грунтовой дороге в экипаже, созданном по рисунку Лермонтова, отведать меда с пасеки.
Усадьба и сегодня живет своим натуральным хозяйством - все 200 гектаров земли отведены под собственные нужды.
За 200 лет вокруг имени Лермонтова наросло немало слухов, мифов и нелепостей. Досталось не только поэту, но и его бабушке, деду, отцу. Исторических документов очень мало, например, сохранилось всего две церковные книги, где есть записи о Михаиле Лермонтове.
- Когда реставрировали Никольскую церковь, на чердаке нашли сваленные в кучу бумаги, - рассказывает научный сотрудник музея Елена Родина. - Думали, мусор, а оказалось - уникальные архивные, никому еще не известные документы. Слухов много, люди ведь любят верить сенсациям, а не правде. Мы стараемся показать Лермонтова таким, каким его помнили современники. Почти для всех посетителей это становится открытием, многих даже шокирует, насколько воображаемый ими образ поэта отличается от реального.
В свое время открыла для себя Лермонтова и сама Тамара Мельникова:
- Лермонтов для меня был одним из поэтов, а у нас их много. Но стоит вчитаться в него, внимательно к нему приглядеться - и он уже не оставит равнодушным, он зачаровывает, помогает жить.
"Уж я бы не простил этому Мартынову, - писал генерал Ермолов. - Будь я на Кавказе, я бы отправил его туда, где, вынув часы, можно считать, через сколько времени этого человека не будет в живых. Таких, как он, еще много будет. Таких, как Лермонтов, Россия дождется не скоро". "У России нет прошлого, - писал Лермонтов. - Она вся - в настоящем и будущем". Сегодня это знает каждый школьник.