- Чем банкам интересен муниципальный бизнес?
- Муниципальный бизнес интересен банкам, во-первых, тем, что этот рынок очень емкий: у ГУПов и МУПов стабильные и большие потребности в заемных средствах. Таким предприятиям постоянно нужны ресурсы как на осуществление текущей деятельности, так и на проведение модернизации основных средств и сетей и реализацию инвестиционных программ. Во-вторых, кредитование таких предприятий выгодно для банка. Пусть прибыли ГУПов и МУПов и невысоки, но они стабильны, а источник поступления средств понятен банку. Мы можем прогнозировать валовую выручку такого предприятия на годы вперед. Заниматься финансированием муниципальных проектов, кстати, хотят многие банки. Преимущества налицо - постоянный спрос на услуги компаний очевиден для кредитора, а благодаря кредитованию предприятия открываются возможности для предложения финансовых услуг его подрядчикам и сотрудникам. Однако реально работают с этим сегментом фактически только крупные кредитные организации, как правило тесно связанные с местными администрациями.
- Какие сферы муниципального бизнеса наиболее привлекательны для банка?
- Мы финансируем проекты в сфере городского хозяйства, связанные с водоснабжением и водоотведением, теплоснабжением, городским освещением, общественным транспортом, развитием социальной инфраструктуры. У нас есть проекты по финансированию установки в домах приборов учета воды. Мы не выделяем наиболее приоритетные - все они в равной степени важны как для банка, так и для городов.
- Каковы результаты работы банка в этом сегменте?
- Основной объем кредитов приходится на проекты, связанные с финансированием ЖКХ: это примерно 10 млрд рублей, или 2% от кредитного портфеля банка. Если добавить кредиты, полученные предприятиями городского транспорта, компаниями, осуществляющими электроснабжение, и другими заемщиками, то в целом кредиты в сегменте муниципального бизнеса занимают 6-7% от всего портфеля. При этом, я говорю только о проектах, связанных с конкретным городским хозяйством, не учитывая кредиты крупным лизинговым и энергосбытовым компаниям, по существу направляемым на те же цели.
- Вы представляли свои предложения при разработке закона N 44-ФЗ . Их учли?
- Безусловно. В России пока нет правоприменительной практики в области сопровождения госконтрактов, поэтому при подготовке новых законопроектов целесообразно опираться на имеющийся практический опыт. Банк Москвы является одним из четырех банков в РФ, имеющих опыт сопровождения госконтрактов. А сейчас запускаются крупные проекты, например, строительство Центральной кольцевой автодороги, и процедура сопровождения контрактов становится еще более актуальной.