Депутаты Госдумы рассмотрят четвертый антимонопольный пакет

До конца октября депутаты Госдумы в первом чтении рассмотрят четвертый антимонопольный пакет, направленный на развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики. В частности, расширяется институт предупреждения в отношении субъектов, занимающих доминирующее положение, который позволит практически все договорные споры со своими контрагентами вывести из-под антимонопольных санкций, если монополист в срок, установленный антимонопольными органами, сможет исправиться. Например, заключить договор, снять невыгодные условия договора, исключить недискриминационные условия и т.д. Правительство будет утверждать правила недискриминационного доступа для хозяйствующих субъектов, занимающих существенную долю на товарном рынке.

Создан механизм предварительного согласования создания государственных и муниципальных унитарных предприятий. Суть его в том, что ГУПы и МУПы не должны работать на конкурентных рынках, их должны обслуживать предприниматели, которые не являются госкомпаниями. ФАС наделяется полномочиями по согласованию при создании ГУПов и МУПов. Если ГУП или МУП создается на конкурентном рынке, то такое согласие будет невозможно. ГУПы и МУПы возможны только там, где отсутствует конкуренция или конкуренция существенно ограничена, то есть иными способами удовлетворить потребности населения невозможно. Речь идет о социально значимых рынках.

Законопроект исключает из сферы действия антимонопольного законодательства отношения на трансграничных рынках, контроль на которых теперь относится к компетенции Евразийской экономической комиссии. Также из сферы компетенции ФАС исключаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, связанные с ущемлением интересов граждан и организаций, в случаях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Проект закона уточняет понятие "картель" и устанавливает запрет на создание государственных и муниципальных унитарных предприятий без предварительного согласия ФАС. Картелем могут быть признаны не только соглашения хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров на одном и том же товарном рынке, но и хозяйствующих субъектов, их приобретающих, то есть являющихся конкурентами в сфере потребления таких товаров.

"Мы поддерживаем практически все новации пакета, - заявил "РГБ" вице-президент "ОПОРЫ России" Владислав Корочкин. - Более того, в ситуации непрерывного увеличения уровня концентрации самых различных отраслей экономики, совершенно немыслимого уровня административной монополизации местных и региональных рынков ресурсов ФАС явно недостаточно для сдерживания стремительного потока, поглощающего различными способами малые и средние предприятия и не позволяющего появляться новым. Поэтому нам хотелось бы, чтобы служба была не органом, регулирующим работу самых крупных хозяйственных субъектов, но органом, регулирующим уровень развития конкуренции на всех уровнях".

Четвертый антимонопольный пакет в том виде, в каком он внесен в Госдуму, стал значительно лучше, чем был в изначальной редакции полтора года назад.

Правительство РФ поручило ФАС при подготовке законопроекта к рассмотрению Госдумой дополнительно проработать ряд вопросов. В частности, вопросы, связанные с недискриминационным доступом к товарам, производимым и реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, со спецификой финансовых рынков, с использованием рейтингов российских или международных рейтинговых агентств, отменой решений и предписаний территориальных антимонопольных органов, принятых с участием территориальных органов Банка России.

Вице-президент "Деловой России" Николай Остарков признался "РГБ", что четвертый антимонопольный пакет в том виде, в каком он внесен в Госдуму, стал значительно лучше, чем был в изначальной редакции полтора года назад. Тем не менее к нему остается много замечаний. "Нам удалось, - подчеркнул Остарков, - добиться удаления из текста законопроекта многих негативных моментов: возможности антимонопольного преследования обладателей исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, введения нового вида регулирования - выдачи предписаний компаниям на утверждение и опубликование т.н. "правил торговой практики", введения запрета на соглашения между компаниями, входящими в одну группу лиц, запрета на субсидирование мультипродуктовых компаний, введения согласования с ФАС при регистрации юрлиц, дублирования ФАС полномочий ФСТ по контролю за нарушением порядка установления тарифов и других. Однако ряд замечаний к проекту сохраняется. В частности, он вводит новый вид государственного регулирования - правила недискриминационного доступа (ПНД) для хозяйствующих субъектов, не относящихся к субъектам естественных монополий в случае выявления факта злоупотребления ими доминирующим положением".

На это замечание ответил начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский. Он сообщил "РГБ", что применение аналогичной нормы на естественно-монопольных рынках свидетельствует о том, что утверждение правил недискриминационного доступа приводит к значительному сокращению правонарушений доминирующих субъектов. Глава ФАС Игорь Артемьев ранее предполагал, что в первом чтении законопроект может быть принят в осеннюю сессию 2014 года, а во втором и третьем - в весеннюю сессию 2015 года. "Я не думаю, что мы успеем до конца года добиться того, чтобы был принят законопроект. Скорее, он будет принят весной, что нас вполне устраивает", - заметил Артемьев. Он рассчитывает на принятие проекта закона в первом чтении в ближайшее время. "Думаю, что ко второму чтению многие поправки должны пройти обсуждение с предпринимательскими союзами. Их в правительстве ждет не очень легкая судьба, потому что они носят качественный характер. Поэтому второе чтение будет сложным", - предупредил Игорь Артемьев.