Дома и памятники Задонска страдают от экономных водителей
Жизнь на трассе
Липчанка Евдокия Бычкова к этой теме обратилась неслучайно. В Липецкой области, где в декабре 2010 года появился первый в России платный участок автомагистрали М-4 "Дон", эту проблему пытаются решить уже несколько лет. И пока безуспешно.
Здесь альтернативный - бесплатный - путь пришелся на населенные пункты Задонского и Хлевенского районов, и желающие сэкономить на проезде потянулись сюда бесконечной вереницей. При этом большую часть транзитного потока составляют большегрузы. А население Задонска, Конь-Колодезя и множества прочих сел, через которые под окнами домов круглосуточно идут караваны фур, обреченно вздыхает: "Жить стало невозможно".
В своих многочисленных обращениях во все ветви власти, включая президента и правительство РФ, люди указывают не только на личные неудобства (существовать приходится в гари, копоти и постоянном шуме), но и на то, что от вибрации разрушаются исторические здания. Так, в Задонске, который стал центром туризма Липецкой области, а в среде верующих нередко именуется "Русским Иерусалимом", колонны фур идут прямо под стенами знаменитого Рождество-Богородицкого монастыря. Согласно данным летнего мониторинга, в сутки здесь проходит около двух тысяч только большегрузов. И число транзитного транспорта на узких, неприспособленных для интенсивного движения улицах провинциального городка продолжает расти.
Обеспокоены липчане и вопросами безопасности дорожного движения на этих участках. Так, в первый же день работы платного отрезка М-4 на альтернативной дороге в селе Уткино под колесами грузовика погиб человек. В Конь-Колодезе оторвавшийся от фуры прицеп едва не въехал в группу школьников. Правда, после многочисленных петиций и митингов госкомпания "Автодор", в чьем ведении находится этот участок дороги, оборудовала в Задонске тротуары и пешеходные переходы, установила современные светофоры. Но это, пожалуй, пока единственный положительный итог борьбы горожан.
Как повернул, так и вышло
В администрации Липецкой области только разводят руками - трасса федеральная, и каких-либо рычагов повлиять на эту ситуацию у местной власти нет. Впрочем, весной этого года липецкие чиновники рискнули специальным постановлением ограничить движение грузовых автомобилей в границах участка трассы М-4 "Дон" на территории Задонска. Но оно так и осталось неисполненным.
Как пояснили в управлении экологии и природных ресурсов Липецкой области, они попытались воспользоваться федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха", который дает право субъектам РФ ограничивать движение транспорта в целях уменьшения вредных выбросов в местах отдыха и туризма. По словам руководителя ведомства Елены Бадулиной, основанием для этого стали многочисленные обращения жителей Задонска на ухудшение экологический ситуации в тех районах города, где проходит альтернативный путь.
- Экологическая лаборатория на протяжении нескольких месяцев систематически осуществляла мониторинг в Задонске, - рассказала она. - Были выявлены значительные нарушения по специфическим веществам, которые образуются от выхлопных газов автотранспорта. Так, до четырех раз были превышены ПДК по фенолу, формальдегиду, оксиду углерода.
При этом главный эколог области отметила, что это был единственный механизм, которым обладает субъект РФ для разрешения этой социально напряженной ситуации. По ее словам, люди уже были готовы перекрывать дорогу. Но "Автодор" это постановление проигнорировал, заявив, что в данном вопросе администрация региона вышла за пределы своей компетенции. И в противовес экологическому закону привели три экономических. Сейчас госкомпания оспаривает в судах 50-тысячный штраф, наложенный на нее липецкими властями за неисполнение данного нормативно-правового акта. Транзитники же как ехали через Задонск, так и продолжают ехать.
Заплатят за вред
Главный предмет критики предлагаемого законопроекта: захотят ли инвесторы вкладывать средства в скоростные автобаны, если рядом будут хорошие объездные пути?
- В случае принятия этой поправки мы лишим все остальные населенные пункты надежды на строительство обходных дорог, - прокомментировали в пресс-службе госкомпании "Автодор". - В условиях бюджетных ограничений лишь механизмы государственно-частного партнерства позволят государству возводить новые дороги. А приток инвесторов можно обеспечить, только дав им зарабатывать на этих проектах.
По мнению главы Задонска Владимира Калугина, действенной мерой могло бы стать снижение тарифов для большегрузов.
- Мы считаем, что суть проблемы в высокой плате за проезд для этой категории транспорта, - отмечает он. - Сегодня дальнобойщик, чтобы доехать из Ростова в Москву, вынужден заплатить около двух тысяч рублей.
С ним солидарен и первый замглавы администрации Задонского района Григорий Лысенко:
- Не думаем, что снижение тарифов для большегрузов станет убыточным, ведь в конечном итоге на платные автобаны вернутся те, кто сегодня предпочитает бесплатный путь.
В свою очередь, в "Автодоре" полагают, что привлекательность платных участков для большегрузов может повыситься и с введением платы за вред, причиняемый транспортными средствами массой свыше 12 тонн автодорогам федерального значения, которая вводится с 15 ноября 2015 года.
- Это правило не будет касаться платных участков федеральных автодорог, - пояснили в госкомпании.
Вопросами ограничения движения грузового транспорта озаботились и власти областного центра. Необходимость в этом специалисты профильных структур обозначили на состоявшемся в администрации Липецка совещании. По их мнению, это позволит облегчить нагрузку на дороги и мосты, а также упорядочить движение, в особенности транспорта общего пользования. "Не секрет, что водители большегрузов зачастую паркуют машины на правой полосе, и, тем самым, сужают проезжую часть дороги, - прокомментировали инициативу в мэрии Липецка. - В целом движение грузового транспорта в условиях города значительно замедляет пропускную способность магистралей для других автомобилей".