Дмитрий Волков: Для бизнеса важно отсутствие "скрытых" процедур

Через месяц, 7 ноября 2014 года, вступит в силу исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства. Формирование перечня является одним из основных пунктов реализации "дорожной карты" "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", разработанной АСИ. Сама идея формирования перечня направлена на то, чтобы, во-первых, сделать градостроительный процесс ясным для его участников, а во-вторых, в перспективе облегчить работу строителям, сократив количество обязательных взаимодействий с согласующими органами, уменьшить стоимость и время их прохождения.

Суть инициативы заключается в следующем. Составляется перечень процедур в сфере строительства, который застройщику необходимо выполнять в процессе своей работы. Все, что не вошло в исчерпывающий перечень, застройщик вправе не делать. Сам перечень не выдуман экспертами, а с хирургической точностью изъят из действующего градостроительного законодательства.

Исчерпывающий перечень процедур в жилищном строительстве был утвержден постановлением Правительства N 403 от 30.04.2014 года. Одновременно в статью 6 Градостроительного кодекса РФ была введена новая часть 7.4, закрепляющая право ведения исчерпывающих перечней за федеральным регулятором, которым определили Минстрой России. Он же должен вести реестр процедур, задающий фактически их формат. Законодательная новелла может считаться революцией. Она задает новый стандарт взаимоотношений застройщика и иных участников градостроительного процесса. Причем, несмотря на то, что формально она действует только в жилищном строительстве, нет сомнений, ее влияние будет чувствоваться и в других сферах градостроительной деятельности. Законодатель дал полгода на осознание надвигающихся перемен. И все же вокруг него еще осталось множество нерешенных вопросов, которые обсуждаются и по сей день.

Во-первых, на последнем этапе в перечень вошел целый раздел "Процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований". Если, к примеру, предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта для столицы в некоторых случаях оправдано и к тому же подкреплено весьма прозрачной, четко регламентированной процедурой, которую можно пройти в электронном виде, то если ей последуют регионы, не обладающие таким бюджетом и административной безупречностью в правоприменении, то мы получим "кое-где" реальные административные барьеры.

Законодательная новелла задает новый стандарт взаимоотношений застройщика и иных участников градостроительного процесса

Во-вторых, на последнем заседании рабочей группы АСИ по мониторингу реализации плана мероприятий "дорожной карты" "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" определили, что отдельные пункты перечня сформулированы расширительно. Например, по пункту 49 "Получение результатов инженерных изысканий" в перечне представлена 1 процедура, хотя на самом деле их более десятка. Причиной таких нестыковок является в основном отсутствие правового определения понятия "процедура". Рабочая группа приняла решение, что формулировки перечня необходимо уточнять, а понятию "процедура" надобно дать определение.

В-третьих, много, или даже очень много, будет зависеть от практики, которая сложится после ввода в действие перечня. Если действия минстроя при поддержке ФАС России, органов прокуратуры по наведению порядка будут твердыми и последовательными, идея заработает. Если застройщики должны будут погрязнуть в судебных процессах, отстаивая свои права, идея заработает... со временем.

Для нас критически важна сбалансированность перечня. Если что-то будет забыто, а на сегодня в перечне не учтены, например, действия по технологическому присоединению к сетям электросвязи, то может возникнуть коллизия или даже угроза безопасности строительства. Если не будут исправлены расширительные формулировки, то велик риск появления новых "толкований" и "скрытых" процедур в практике правоприменения.

И, конечно, всех беспокоит весьма значительное число процедур - 134. После принятия перечня министр строительства М.А. Мень дал поручение своим подчиненным до вступления его в действие принять меры по сокращению количества процедур. В докладе Минстроя России в правительство РФ предлагается сократить на первом этапе 49. Конечно, такие усилия стоит приветствовать. Однако так ли важно само по себе количество процедур? Члены рабочей группы отметили, что с учетом того, что по сути процедуры связаны с технологическими процессами, существует риск сокращения их путем механического объединения или "включения" одних в другие, что не только вряд ли упростит градостроительный процесс, но и может еще больше запутать его. Поэтому крайне важно в погоне за сокращением количества не утратить качество. Для бизнеса наиболее важными являются следующие критерии: прозрачность, ясность, четкость, регламентирование и отсутствие "скрытых" процедур. Предпринимателям более всего нужна прогнозируемость и стабильность гражданского оборота, и не только в градостроительной сфере.

Возможно, нам и вовсе на первом этапе не нужно ставить жестких задач по сокращению количества, а работать над выявлением всех процедур и их максимальной дискретизацией. Вычленить отдельные действия инвестора, которые можно четко регламентировать и записать. Тогда у строительного рынка будет ясное понимание того, что нужно делать в том или ином случае. При таком подходе этот процесс можно будет автоматизировать и реально, количественно оценивать риски по каждому элементу, что открывает новые ошеломительные перспективы перехода от административной к страховой парадигме регулирования, являющейся нашей стратегической задачей.