Китайцы с детства не расстаются с электробайками

За Китаем никому не угнаться в каждодневном использовании велосипеда. С младенческих лет (сначала на заднем сиденье у родителей) и до солидного возраста китайцы не расстаются с этим двухколесным транспортом.

Технический прогресс не дает покоя продолжателям идеи средневекового да Винчи. Сначала велосипеду придал скорости бензиновый мотор, и все покатились быстрее. За один час, прилагая минимум физических усилий, можно было оказаться в разных концах города. В 80-е годы прошлого века моторные велосипеды, или мопеды, вновь стали совершенствовать, появились веломототележки, мини-веломотофургоны, веломототакси и т.п. Успех был очевиден: росли заработки велорикш, перевозчиков мелких грузов, люди просто экономили время. Но оказалось, что безобидный с виду двухтактный двигатель, установленный на всех этих мопедах, загрязняет воздух, окружающую среду больше, чем дизельный грузовик.

Доказано экспериментально.

Проблема загрязнения окружающей среды в Китае - притча во языцех. Виноваты здесь все и сразу. Экономика страны рвется вперед, сжигая при этом млн/млрд условных единиц угля, нефти, газа и т.п. В Китае решили переходить на экологически чистые виды энергии везде, где только возможно. Коснулось это и мотовелотранспорта.

В результате велосипеду вместо бензомотора приделали электродвигатель. Эта идея не нова. В ряде стран создаются отличные единичные или малотиражные образцы чудесных мощных электробайков и электроскутеров по цене малолитражного авто. Массовый выпуск пока удалось освоить только в Поднебесной. Начали с того, что централизованно были запрещены как производство, так и эксплуатация бензинового мотовелотранспорта в крупных городах. Вместо этого жителям предложили пересесть на электрический велотранспорт. Сейчас трудно судить о первоначальном происхождении технологий производства электровелосипедов в Китае. Но даже если на первом этапе какие-то технологические премудрости и были позаимствованы, то на всех последующих производственных стадиях явно прослеживается китайская инженерная и дизайнерская мысль. Более того, успех китайцев вдохновил предпринимателей других стран, прежде всего европейских, трепетно относящихся к своей экологии. Европейцы пока закупают китайскую продукцию, но в перспективе планируют запустить местное производство. Тем более что в вопросе соотношения цены и качества китайская продукция не оставляет пока шансов производителям других стран. Сегодня китайские электрические велосипеды или электробайки экспортируются в страны Евросоюза и Юго-Восточной Азии, США, Канаду и массово производятся в самой КНР.

500 млн велосипедов приходится на 1,3 млрд жителей КНР

Китай успешно пересаживается на экологически чистые, бесшумные, относительно недорогие электровелосипеды. Почти 120 млн электробайков ежедневно заполняют дороги Китая. Еще десять лет назад в Китае их было 50 тысяч. В Китае уверены, что значительно улучшить транспортную и экологическую ситуацию в стране можно именно с помощью электротранспорта, в том числе мобильных электровелосипедов. Для наиболее широкого использования организовано огромное количество центров зарядки аккумуляторов и не меньшее количество пунктов, где можно такой аккумулятор заменить. Одной из сопутствующих целей является оборудование автономных зарядных станций - это автоматы, куда можно опустить монетку и в считаные минуты зарядить электроаккумулятор.

Но именно электроаккумулятор, вернее, емкость его электрического заряда, пока сдерживает повсеместное развитие рынка электробайков.

Сейчас для электробайков обычно используются несколько видов источников энергии: свинцово-кислотные аккумуляторы, никель-металлогидридные, Li-ion (литий-ионные), LiPo (литий-полимерные), LiFePO4 (литий-железо-фосфатные). При всей разности технологий для моделей, которые продаются на китайском рынке, обычно указано время заряда 4-6 часов. Его хватает на 25-40 километров в зависимости от модели. Скорость движения в среднем 25-30 км/час. В современных электробайках есть различные режимы передвижения: "только на электродвигателе", зарядки (аккумулятор заряжается, когда вы крутите педали) и гибридный (электродвигатель + педали).

Наибольшим спросом пользуются литий-ионные аккумуляторы - источники электричества с лучшим соотношением собственного веса к запасаемой энергии и более долговечные по сравнению со свинцово-кислотными и никель-металлогидридными аккумуляторами.

Во всем мире литий-ионные аккумуляторы стоят дорого. В Китае они имеют более конкурентную цену не только по старой китайской традиции - делать дешевле и продавать больше, но в первую очередь потому, что производство литиевых аккумуляторов в Китае подкреплено собственной мощной сырьевой базой и наличием спроса со стороны местной велосипедной промышленности. А в ближайшие 2-3 года на подходе и электроавтомобили. Есть и еще одна весьма существенная деталь. В производстве литиевых батарей используются редкоземельные металлы. В интернет-планшете iPad как минимум 17 литиевых батарей (точная цифра корпорацией Apple засекречена). В литий-ионной батарее планшета используется лантаний, в боковых магнитах для крепления смарт-крышки - неодимовый сплав, при полировке стеклянной крышки экрана применяется оксид церия.

Поднебесная четко обозначила тренд интереса к электробайкам всему миру. Страны Юго-Восточной Азии, в том числе Вьетнам, где сейчас большой популярностью пользуются бензиновые скутеры, уже обратили внимание на экологичный китайский продукт. Наиболее перспективный рынок - Индия. Традиционно 300 тыс. китайских электробайков в год закупает Япония. В прошлом году 200 тыс. китайских электробайков ушли в Нидерланды. В России электробайки пока еще диковинка. Говорят, что купить бесшумный, экологически чистый китайский электробайк в России можно уже сейчас, но в 3-4 раза дороже, чем в Китае. По дороге в Россию его цена за счет всяких торговых и прочих "накруток" растет как на дрожжах.

Интересно

Около 30 млн электробайков ежегодно по государственной лицензии производят более 2000 китайских заводов. А те мопеды и мотороллеры с "грязными" бензиновыми двигателями, которые уже успели произвести, китайцы успешно распродают в страны, где и этому товару рады, поскольку в силу определенных причин производить такую продукцию там или не умеют, или не хотят.