Датун своей популярностью у туристов обязан правителям династии Северная Вэй - в V веке они сделали город столицей своего государства. В то время он назывался Пинчен. За городской чертой были построены ставшие впоследствии уникальными памятниками культуры гроты Юньган и висячий монастырь Сюанькунсы. Эти места ежедневно посещают десятки тысяч китайских и зарубежных туристов.
Господствующей религией в период правления династии Северная Вэй был буддизм. При покровительстве императорского дома повсеместно возводились буддийские храмы. Наиболее масштабным строением того времени стал пещерно-храмовый комплекс Юньган. Его строительство по указу императора началось в 460 году и длилось более 60 лет, вплоть до 524 года. Над созданием этого комплекса трудилось более 40 тысяч человек.
На участке скалы протяженностью один километр высечено 45 пещер и 252 ниши разных размеров. В них находится 51 тысяча каменных изваяний будд, бодхисатв, людей и животных. Высота самой маленькой скульптуры - 2 см, а самая большая достигает 17 м. Она так и называется - Дафо ("Большой Будда"), на каждом его колене может поместиться более 100 человек, а длина его уха - 3 метра.
В древние времена императора считали живым воплощением Будды, поэтому он был достоин такого же поклонения. Создание первых скульптур финансировалось из императорской казны, что как бы автоматически возвеличивало и обожествляло власть императора. Отчасти поэтому статуи того времени, как правило, гигантских размеров, а их лица нередко схожи с внешностью того или иного правителя. С сокращением финансирования и опеки со стороны двора статуи в гротах Юньган становились заметно меньше размерами: средства на строительство культовых сооружений давали теперь чиновники или богатые торговцы, а то и обычные миряне.
В отличие от пещер Юньган, висячий храм Сюанькунсы интересен не масштабными размерами, а уникальной конструкцией и невероятным расположением. В переводе с китайского название монастыря Сюанькунсы переводится как "храм, который висит в воздухе". Он действительно построен на небольшом уступе в горном ущелье, на высоте 50 метров от земли. Если смотреть со стороны, кажется, что храм как будто "приклеен" к скале или действительно повис на высоте. Площадь трехъярусного деревянного сооружения 152,5 кв. м, что сопоставимо по размером с половиной стандартной баскетбольной площадки. Может показаться, что на весу его поддерживают только 30 вертикальных тонких подпорок. На самом же деле храм держится на поперечных деревянных балках, надежно закрепленных в камне.
Существует версия, что поначалу, без этих подпорок, храм выглядел слишком небезопасным, и паломники боялись на него подниматься. Поэтому настоятель велел установить столбы, лишь для вида поддерживающие сооружение... Даже сегодня туристы с опаской ходят по "подвесным" деревянным дорожкам между храмовыми павильонами. Они настолько узкие, что два человека едва могут там разминуться. Поднявшись в храм, двигаться можно только в сторону выхода, обратной дороги нет.
В висячем храме 40 помещений. Поскольку площадь деревянной части сооружения слишком маленькая, многие комнаты продолжаются в глубь горы, в вырубленные пещеры. В них очень много культовых изображений и скульптур. Еще одной особенностью Сюанькунсы является то, что это единственный в Китае храм, в котором объединены три религиозно-философские школы: буддизм, даосизм и конфуцианство. В одном из павильонов монастыря рядом находятся статуи Конфуция, Лаоцзы и Будды Шакьямуни.
Согласно преданию, в горной реке близ Сюанькунсы жил дракон. Монастырь соорудили, чтобы усмирить его. А еще храм "подвесили" на скале, потому что река часто выходила из берегов. Как бы там ни было, но инженерное решение древних зодчих оказалось настолько удачным, что уникальный храм, построенный в 491 году, до сих пор "висит" на своем месте.