В Беларуси появилась баня на колесах

Пригласили меня ребята на рыбалку в Белоруссию. Третий день не было клёва. Комары замучили. И тут старший подмигнул и позвонил куда-то. Через два часа на опушку возле озера въехала настоящая автобаня. Чудеса? Это предприниматель Александр Ракач выполнил наш заказ.

Баню в Белоруссии любят все. У каждого есть заветная пристроечка на даче. И у многодетного семейства Ракачей баня была всем соседям на зависть! С комнатой отдыха и парилкой экстра-класса. Александр - мелкий предприниматель. У него два самосвала. А тут как-то парился у него друг из Крыма и рассказал, что у них появилась новая услуга - автобаня на пляже. Из парилки прямо в море! Короче, взял Сашу на "слабо". Чем Браславские озера хуже Крыма? И Александр Ракач взялся за пилу.

Автобани не редкость и в армии, и в шоу-бизнесе. Армейские парилки называются передвижным банно-прачечным комплексом. Монтируются на грузовиках повышенной проходимости и не только моют личный состав, но и стирают портянки и прочее обмундирование. Сама помывка происходит в больших палатках. Тут не до саун. А в шоу-бизнесе используются комфортные автобусы-иномарки и это явление в народе прозвано автоборделем.

- Главное было выбрать шасси, - рассказывает Саша, - чтобы проходимым было и чтобы не маленьким. "ГАЗ-66" - маловат, хотя везде проедет. Армейский "КАМАЗ" слишком высокий - карабкаться в парилку неудобно. И тут я вспомнил про "ЗИЛ-131". Идеальная машина!

Армейский грузовик "ЗИЛ-131" вы наверняка видели на парадах. На нем "Грады" монтируются. Шесть осей. Все ведущие. Система автоподкачки шин. Может ехать и по болоту, и по снегу, и по барханам. Чудо советской военной техники. Правда, есть у него один серьезный недостаток - аппетит. 50 литров бензина на 100 километров пути это по трассе. А по бездорожью - все 70! За проходимость и надежность надо платить.


В передвижной бане спокойно попарятся шестеро. Фото:Юрий Снегирев

Но где взять грузовик? Перекупщики просят целое состояние. И тут Александру кто-то посоветовал обратиться в "Белспецконтракт". Есть в Белоруссии такая государственная контора, которая распродает высвобождаемое армейское имущество. От подковных гвоздей до бэтээров (правда, без пулемета). Там сельский бизнесмен отыскал свою мечту - "ЗИЛ-131" всего за 3 тысячи долларов. Машина 1976 года выпуска. Только прошла обкатку и попала на армейский склад. Александр гордо вкатил ее на свой дворик, и работа закипела.

Каркас сварил из профилей. Стены из ольхи снаружи обшил профнастилом. Автобаня состоит из двух помещений: парилки и комнаты отдыха. Свободно попариться может компания из шести человек. Печь магазинная, чугунная. Топится снаружи. Саша приделал к дымоходу водонагреватель из нержавейки. Бак вмещает 250 литров воды. Есть и душ - вода поступает с помощью электропомпы.

К слову, стоимость нашей помывки с учетом бензина вполне конкурировала с походом в Сандуны

Через полгода баня встала на колеса. Но прежде творение надо зарегистрировать. Пошел Саша в МЧС. Там говорят: так как баня передвижная, идите в ГАИ! В ГАИ тоже руками развели: во время движения баня ведь не топится? Поэтому мы считаем это обычным фургоном. Идите в санэпидстанцию! Там взяли у совершенно новой бани какой-то мазок и отпустили с миром. Вот только водоканал запривередничал:

- Вы же будете выгоду извлекать? Поэтому вам коммерческие ставки на воду! И не смейте наполнять бак из нашего водопровода!

В результате сошлись на специальных счетчиках прямо на шасси грузовика. Воду Саша будет брать из своего водопровода, а там пересчитают.

Поначалу от заказов отбоя не было. Изможденным охотникам или скучающим рыболовам ох как баня нужна! И не надо плестись десятки километров на кордон - баня сама приедет. И цена божеская - 100 долларов за три часа. Но вскоре Саша понял, что со зловещим шипением настоев на камельке сам вылетает в трубу. Бензин съедал всю выручку. И тогда предприниматель объявил: баня наша, а бензин ваш. Страждущие по новому ценнику должны были сами оплачивать бензин. Вскоре ажиотаж утих.

Потом Саша поставил свое авточудо возле одной придорожной гостиницы, в которой не было сауны. Смонтировал рядом надувной бассейн. Бизнес пошел - машина-то стоит! Но мимо проезжал большой начальник. Вид голых мужиков, резвящихся практически на виду у всей федеральной трассы Москва - Брест, шокировал чиновника. Пришлось заводить мотор и убираться восвояси.

...Затопили мы баньку совместными усилиями. Открыли щиток, что прикрывал чугунную печку. Дрова лежали в специальном ящике, что установлен вместо одного бензобака (у "ЗИЛа" изначально их два). Специально наколотые чурочки схватились буквально мгновенно. Через минуту из блестящей трубы повалил дым. Еще полчаса и температура в парилке достигла 80 градусов. Саша достал из рундуков, что под лавками, березовые веники. Шайку. Замочил в теплой воде (настоящие банщики знают этот секрет). На деревянном столе появилась снедь и кое-что покрепче.

Свободно попариться может компания из шести человек. Печь магазинная, чугунная

Парилка удивила своими размерами. Два метра в высоту. Свободно можно сидеть даже на верхнем ярусе. Термометр в парной специальный - показывает температуру не только внутри, но и за бортом. Там было около пяти. Внутри стрелка поднималась к 120! Плескать из ковшика на каменку становилось опасно. Еще сваримся! Это мне, москвичу, так казалось. Мои друзья все парились и парились, пока я отпивался холодным квасом в предбаннике.

Наше время истекло. Мы разожгли костер, чтобы вскипятить чай. За заваркой я полез в кабину. На борту белый пятиугольник - советский "Знак качества". В машине пахло армейским бытом. Строгие циферблаты "зилка" и широченный дерматиновый диван, на котором, когда я служил в Советской армии, мне приходилось спать во время учений. Мы с "ЗИЛом" ровесники. И вот встретились. Даже грустно немного. Вспомнил молодость...

Саша сел за руль. Повернул ключик, и мотор уверенно зарычал.

- Понимаешь, жил бы я в Минске, дело бы пошло! - сказал он мне на прощание. - Там и места туристические, и дороги получше. А у нас глушь. Спасибо, старые клиенты не забывают...

- Так это то, что надо для твоей вездеходной бани!

- А бензин?

- Поставьте газ!

- А где деньги взять? Их же надо заработать...

К слову, стоимость нашей помывки с учетом бензина вполне конкурировала с походом в Сандуны. Для Белоруссии это серьезные деньги. Не буду говорить о достоинствах ольховой парилки. Каждый любитель бани оценит ее. Но главное - я попарился прямо на берегу тихого озерца, в котором, похоже, все-таки не было рыбы. Мы ныряли в холодную воду прямо со ступеней автобани. Такого Сандунам и не снилось. Жалко, если Саша снимет с грузовика баню и начнет возить дрова.

- Ты его не слушай, - потом сказал мне наш старший. - У него во дворе еще два остова для бань стоят. Эту готовит на продажу. Купит "зилки" у военных, и по новой. Так что с легким паром!

ttx

Шассси "ЗИЛ-131".

Год выпуска 1976.

Мощность 150 л. с.

Максимальная скорость 85 км/ч.

Максимальная температура парилки 130 [о]С.

Вместимость бани 6-8 человек.

Запас воды 250 л.

Норматив растопки 30-40 минут.