Цены на товары первой необходимости в Киргизии растут бешеными темпами

Так называемые колхозные ярмарки, на которых мэрия столицы ежегодно в течение сентября предоставляет фермерам бесплатные места для торговли в разных точках города, на этот раз разочаровали бишкекчан своими неожиданно высокими ценами.

- Раньше здесь можно было купить овощи и фрукты, мясо и молочную продукцию ощутимо дешевле, чем на городских рынках. А сегодня нет никакой разницы. Так зачем нужны эти колхозные ярмарки? - удивляется пенсионерка Зехре Муслимова.

43-летний предприниматель Анарбек Махмудов решил временно сократить количество поездок на собственном автомобиле. На работу и с работы домой он теперь добирается на общественном транспорте. Причина - дорожающий из месяца в месяц бензин. Если в начале 2014-го Анарбек тратил на заправку топливом своей машины в среднем две тысячи сомов в неделю, то к осени эта цифра увеличилась почти в полтора раза...

В такой же ситуации находится и бишкекчанин Евгений. Разница в том, что в его случае речь идет не о бензине, а об одежде. "Раньше я мог себе позволить покупать, к примеру, настоящие брендовые джинсы. Сейчас, увы, приходится покупать на вещевых рынках. Дешевле получается. Зарплату-то нам не увеличивают, а цены растут", - посетовал Евгений. По меркам Бишкека он получает неплохую заработную плату - около 1000 долларов.

То, что цены в Киргизии на продукты питания, одежду, бензин, бытовые товары первой необходимости выросли с начала года, признали и в госорганах. Только вот цифры у чиновников отличаются от тех, что на реальных ценниках. Но оно и понятно, ведь Нацстатком оперирует усредненными значениями.

К примеру, по данным Национального статистического комитета КР, к концу лета рост цен составил около шести процентов. При том, что за аналогичный период 2013-го он не превысил 1,5 процента. Динамика, по мнению экономистов, не из приятных.

В Национальном банке страны заявили: пик роста цен в республике придется на конец года, когда инфляция достигнет 10,4 процента. Это почти на полпроцента больше, чем прогнозировалось.

Но почему растут цены? Причин, как говорят эксперты, несколько.

Первая и, пожалуй, самая главная - падение курса сома по отношению к доллару. Согласно официальной информации, только в сентябре национальная валюта поде-шевела на 3,25, а с начала года - на 10,59 процента.

- Курс доллара колеблется под воздействием внешних факторов. Это и политика Федеральной резервной системы США, и ухудшение экономической ситуации в Европе и странах - торговых партнерах Киргизии, и экономические санкции, - объяснили в Национальном банке КР.

Ну а если "крепнет" доллар, растут в цене импортные товары. Это экономическая аксиома. Республика сегодня, увы, больше завозит чужого, чем вывозит своего. Потому-то колебания курсовой разницы столь чувствительны для кошельков киргизстанцев.

Вторая причина имеет природный характер. Наиболее ярко она проявила себя в весенне-летний период 2014-го. Речь идет о засухе, которая ударила по сельскому хозяйству страны. "Никто из горожан не пробовал подсчитать, сколько сил нужно, чтобы вырастить, собрать и привезти в город хотя бы мешок картофеля. А в этом году засуха "убила" почти половину урожая. Нам приходится поднимать цены, чтобы элементарно выжить", - посетовал крестьянин из села Лебединовка Анвар Латыпов.

Согласно официальным данным, только в одной Чуйской области Киргизии была уничтожена пятая часть урожая зерновых. А всего по республике из-за маловодья не добрали больше 200 тысяч тонн пшеницы.

Следующая причина касается, наверное, двух главных составляющих процесса формирования цены на любой продукт - затрат на бензин, солярку и расходов на оплату электроэнергии. Похоже, в осенне-зимний период 2014-го второе будет всецело зависеть от первого - в условиях многочасовых ограничений подачи энергии бизнесу придется "питать" свои производства с помощью бензиновых и дизельных генераторов.

В антимонопольном агентстве КР заявили, что с начала года стоимость ГСМ уже выросла на 15 процентов. Произошло это, по данным ассоциации нефтетрейдеров Киргизии, из-за увеличения отпускных цен на рынке нефтепродуктов в России, откуда топливо поступает в республику.

Понятно, что подорожание бензина обязательно отразится на ценах, причем на всех. И продукты питания, и бытовые товары, и вещи должны быть доставлены покупателям. А если доставка начинает обходиться в копеечку, то компенсировать эту разницу предприниматели предложат потребителям.

Наконец, причина четвертая - по респуб-лике ходят несколько "страшилок", которые безосновательно толкают цены вверх. К примеру, разговоры о многократном увеличении стоимости различных товаров после вступления КР в Таможенный союз. В правительстве подтверждают: цены вырастут примерно на 7-10 процентов. Но это только вначале, потом ситуация стабилизируется. Однако спроси сегодня, к примеру, на рынке у продавца, почему подорожали помидоры. Ответ - из-за Таможенного союза. И не имеет значения, что республика еще только готовится к вхождению в интеграционное объединение.

Порой доходит до абсурда. С 22 сентября 2014-го выросли ставки таможенных пошлин на ввоз в Киргизию автомобилей. Согласно логике, цены должны повыситься только на машины, завезенные в КР после 22 сентября. Однако сегодня на крупнейшем авторынке Бишкека все без исключения иномарки стоят на две-три тысячи долларов дороже. Как же так?

А может ли государство контролировать цены? Жесткими методами - нет. В условиях рыночной экономики антимонопольщики не станут звонить какому-нибудь предпринимателю и запрещать ему повышать стоимость товара. Они могут лишь рекомендовать не делать этого. Например, одному из крупных поставщиков ГСМ в КР антимонопольное агентство рекомендовало не повышать цены на топливо. Сделало оно это еще в июле 2014-го. Через два месяца, тем не менее, стоимость популярных марок бензина и солярки выросла еще на несколько процентов.

Мнение

Каныбек Иманалиев, депутат парламента:

- Киргизия в течение последних восьми лет лидирует в регионе по росту инфляции. В других странах она составляет в среднем три-пять процентов, тогда как в республике - 10,5.